Как разбудить воображение: 3 путешествия по красочным домашним офисам

Основные пути развития фантазии и воображения у взрослых

Добрый день, мои дорогие читатели!

Сегодня я хочу поговорить на тему, которая будет не только познавательной с точки зрения психологии, но и интересна сама по себе. И постараюсь подробно рассказать, как развить фантазию и воображение у взрослых.

На самом деле, взрослые больше нуждаются в советах на этом поприще, чем дети. Потому что детское воображение гораздо богаче и ярче, а фантазия – намного живее, чем у тех, кто вырос и уже смотрит на мир рациональнее.

Может быть, вы скажете, что и без воображения человек может спокойно жить всю жизнь. Я соглашусь с вами, но лишь отчасти.

В то же время, способность фантазировать обогащает, расширяет границы, добавляет красок в жизнь – словом, делает ее интереснее.

Кроме этого, отсутствие оных может представлять реальную проблему, или хотя бы неудобство. Согласитесь, не все наши повседневные дела рациональны. Иногда нам нужно подходить к ним творчески, с выдумкой.

Если вдруг вы из тех, кто не может похвастаться яркостью образов, возникающих в голове. Если творческие задания вгоняют вас в ступор – эта статья для вас. Итак, давайте вместе поищем способы вам помочь.

Типы воображения

Воображение можно разделить на несколько видов:

  • Активное – сознательное создание образов усилием воли.
  • Пассивное – спонтанное, невольное возникновение образов.
  • Продуктивное – мысленное преображение реальных образов.
  • Репродуктивное – мысленное воспроизведение реальности, как она есть.

К ним можно добавить еще два, которые возникают помимо воли человека:

  • Галлюцинации и иллюзии – видение несуществующих образов, воспринимающихся, как реальные.
  • Сновидения – произвольные образы, возникающие у человека в состоянии сна без участия его воли.

Нельзя сказать, что у некоторых людей вовсе отсутствует воображение. Например, в определенных ситуациях у них в голове все же возникают образы – лица, предметы, еда, знакомые ландшафты. Но кто-то способен представить их ярче и живее, дополнить деталями.

А кому-то будет сложно. Так как у всех эта способность развита по-разному.

Способность фантазировать приходит из детства. То, как она развивается, напрямую зависит от поощрения родителей. Для детей это настоящая потребность.

Но не все мамы и папы ее одобряют, считая глупой и бесполезной. Они считают, что на мир надо смотреть трезво, и чем раньше ребенок этому научится, тем лучше.

У таких детей во взрослом возрасте фантазия развита слабее чем у тех, в ком родители поощряли желание выдумывать и генерировать идеи.

Воображение и возраст

Детство – не единственное время, когда происходит развитие воображения. Оно проходит в несколько этапов:

В каждом из этих трех периодов есть свои особенности и свои стимулы.

В детстве ребенок познает мир как таковой. Шаблонное мышление еще не сформировалось. Все происходит впервые, все ново, все вызывает любопытство. Мозг в этом возрасте работает очень быстро. Так заложено самой природой. В то же время у ребенка еще нет знаний об окружающем мире.

Сказка кажется такой же реальной, как повседневность. Он не анализирует, а просто принимает все на веру. О воображении в дошкольном возрасте подробно писала Е.Е. Кравцова.

Подросток мыслит по-другому. Он ищет свое место в реальном мире. Его воображение опирается на настоящее, но при этом рисует картины будущего. Важной составляющей мышления становятся мечты. Иногда безумные и наивные, но уже рациональные.

Юношеский возраст ставит перед человеком другие задачи. И сам он уже другой – с более или менее устоявшимися взглядами, более устойчивый, более эрудированный. Он способен смотреть вдаль и мыслить творчески, свободно, не загоняя себя в рамки. В зрелом возрасте эта способность может снижаться под напором неблагоприятных обстоятельств.

Методы развития воображения

Одно из главных условий развития фантазии – наличие пищи для ума: зрительных, звуковых и вкусовых впечатлений.

Если вы чувствуете, что жизнь стала скучной и пустой, а умственная деятельность вызывает утомление, пора задуматься. Не заела ли вас рутина? Не стала ли повседневность слишком предсказуемой? Возможно, уже давно пора найти способ переключиться.

Книги

Во-первых, самый доступный и приятный метод – чтение книг. Главное – действительно эффективный.

Так как читая, вы поневоле мысленно переносите себя на страницы. Кто-то предпочитает книгам фильмы.

В этом тоже есть свой резон, но фильм закрывает многие вопросы. Вы можете додумывать сюжет, но лица героев и все остальное уже было придумано за вас.

Однако читая, вы не имеете перед собой картины, и ваш мозг дорисовывает все образы.

Например, если описывается улица – вы непременно увидите эту улицу мысленным взором. К тому же, если описывается человек – вы обязательно будете как-нибудь его представлять. Может быть, он будет похож на вашего знакомого; может быть – на кого-то еще. Но точно не останется безликим!

Еще одно достоинство книги – она способна перенести вас в любое время и место. Читая, вы раздвигаете все возможные границы и действительно получаете впечатления, составляющие основу нашей фантазии.

Вы уже не будете полностью поглощены повседневной рутиной, она не будет так давить на вас – потому что вам есть, где укрыться. И есть то, на что можно переключить мысли. Ваш мозг будет работать в другом режиме. Он станет восприимчивым к новой информации.

Ассоциации

Во-вторых, развивайте ассоциативное мышление. Ассоциации – это связь между предметами, событиями, фактами и явлениями. Сознательно стимулируя возникновение таких связей, вы научитесь создавать в уме целостную картину.

Начните с простого. Подумайте, с чем у вас ассоциируются простые предметы быта – чашка, книга, часы, и т.п. Какие воспоминания они вам навевают?

Затем усложните задачу: попробуйте мысленно изменить внешний вид предметов. Например, поменяйте им цвет. Не ограничивайте себя естественными оттенками, позвольте себе мыслить оригинально. Представьте себе синюю клубнику! Представьте, как выглядел бы зеленый шарф, если бы был желтым в клеточку. И заодно, как бы он смотрелся на вас. Проанализируйте, изменилось ли ваше восприятие?

Полезно будет задействовать органы чувств. Подумайте, с чем у вас ассоциируются конкретные вкусы и запахи – свежего хлеба, кофе, скошенной травы, воздуха после грозы. Сосредоточьтесь на этих мыслях.

Слушайте музыку. Часто песни и просто музыкальные композиции без слов стимулируют воображение настолько, что в голове прокручиваются целые клипы. И опять же, конкретная музыка может вызывать связанные с ней воспоминания.

Даже вышеупомянутые книги и фильмы могут ассоциироваться не со своим содержанием, а с событиями, которые происходили в момент чтения или просмотра Пользуйтесь подсказками сознания и дайте себе возможность погрузиться в него.

Творчество

В-третьих, вы можете действовать более радикально – не пользоваться плодами искусства, а погрузиться в него.

Походите по художественным выставкам, почитайте книги о живописи. Затем попробуйте рисовать сами, даже если не умеете.

В хорошем смысле дайте волю рукам. Сначала в рисунках не будет смысла, но со временем у вас обязательно появятся идеи.

Наконец, попробуйте писать стихи, чтобы облечь образы и ассоциации в слова.

Проще говоря, не игнорируйте свои мысли, а дайте возможность эфемерному и бесформенному обрести форму.

И не забывайте то, о чем говорилось выше – воображение и фантазия присущи любому человеку. Так как это врожденная способность, которая за ненадобностью ослабевает, а при тренировке – развивается и крепнет.

На десерт, забавное видео как развить фантазию и воображение у взрослых, раздвигая шаблоны мышления (для удобства разверните телефон на 90 градусов).

На этом я прощаюсь с вами и желаю, чтобы ваши дни были полны ярких впечатлений и идей. Я продолжу помогать по мере своих скромных сил и возможностей. А вы не забывайте делиться записью в соцсетях и рекомендовать друзьям. Обязательно заходите еще. Вам будут рады! Всего вам доброго!

Мозговой штурм: как разбудить воображение и развить креативность?

Шесть научных советов, подходящих на роль музы в минуты творческого кризиса

Посмотрите на синий цвет

В университете Британской Колумбии в 2016 году провели исследование с участием 600 добровольцев, которым предлагалось выполнять различные когнитивные задачи. Некоторые упражнения требовали внимания к деталям; другие — творческого подхода. Когда экран компьютера загорался красным — концентрация усиливалась; а когда голубым — креативные навыки резко возрастали. Причина? Из собственного опыта мы знаем, что с красным нужно быть осторожным, а рядом и синим можно чувствовать себя более спокойно и открыто (это цвет неба и моря). Интересно, что ученый Джульет Чжу, которая проводила это исследование, отметила, что эти результаты были бы совершенно противоположными, если бы ей пришлось изучать поведение своих предков в родном Китае, где красный традиционно ассоциировался с процветанием и удачей.

Сохраняйте дистанцию

Помните выражение — большое видится на расстоянии. Психологическая дистанция может помочь вам с творческим проектом. Исследователи обнаружили, что, когда люди говорят о вымышленной проблеме, которая проходила далеко от них (географически или во времени), они намного лучше генерируют новые идеи и придумывают логические решения для выхода из ситуации. Поэтому, просто представляя проекты в отдалении, можно получить нечто гениальное.

Сожмите левый кулак

Да, это звучит как полная чушь, но несколько исследований показали, что сильное сжатие кисти левой руки активизирует правое полушарие мозга, что замечательно, если вы хотите укрепить память и, как следствие, выжать из себя все творческие соки.

Импровизируйте!

Когда джазовые музыканты импровизируют, их дорсолатеральная область префронтальной коры (т.е. та часть мозга, которая следит за производительностью) «кайфует с чашкой чая, закинув ноги на стол». Человек становится более свободным в выражении себя — ему абсолютно не мешает злобный внутренний критик, он может раскрыться. Ученые наблюдали ту же самую модель активности мозга при создании бездумных иллюстраций у карикатуристов. Этакие «потоковые записи». Еще один любопытный факт: когда вы импровизируете, ваш мозг добавляет к процессу сенсорную обработку, поэтому все ваши чувства в этот момент обостряются.

Не шумите

Неврологи верят, что «эврика-моменты» (всплески гамма-волн головного мозга, отвечающие за напряженную умственную активность) случаются в первую очередь, когда мозг максимально расслаблен и наводнен альфа-волнами (медитативное состояние, ответственное за мечты и фантазии). Чтобы добиться такого конструктивного скачка, вам нужно отдохнуть. Закройте глаза, чтобы визуализировать информацию или представьте себе закат: садящееся в спокойное море солнце, птиц, низко парящих над водной гладью неподалеку от берега. Это начало вхождения в альфа-состояние. Или попробуйте метод писателя Джонатана Франзена, который во время создания своего бестселлера «Поправки» использовал затычки для ушей, наушники и даже тугие повязки. (Тот, кто читал этот потрясающий роман, поймет, что данная техника отключения от реальности сработала!) В то же время исследователи обнаружили, что нейтральный белый шум может помочь обрабатывать абстрактные идеи. Ключевые слова — «умеренный» и «нейтральный».

Хёрст Шкулёв Паблишинг

Москва, ул. Шаболовка, дом 31б, 6-й подъезд (вход с Конного переулка)

Разбудить воображение:
гениальную идею

Давайте сразу проверим, насколько творчески вы мыслите.

Не задумываясь и быстро назовите поэта, часть тела и фрукт. Только после читайте дальше.

Большинство россиян вспомнят Пушкина или Есенина, нос или губы, яблоко или апельсин. Это происходит из-за общего культурного кода. Если вы не упомянули ни один из ответов, поздравляю: вы творческий человек. Если ответы совпали, отчаиваться не стоит – творческие способности можно развить.

Ловушки творчества

Чтобы сделать открытие, нужно много учиться: разбираться в предмете и не изобретать велосипед. Парадокс в том, что именно знания мешают совершать открытия.

Образование основано на штампах «как надо» и на списке запретов «как нельзя». Эти оковы мешают творить. Придумать новое – взглянуть на известный предмет под необычным углом, без запретов и ограничений.

Читайте также:  Снежные каникулы: круиз по зимним скандинавским домам

Однажды студент Калифорнийского университета Джордж Данциг опоздал на лекцию. На доске было уравнение. Джордж решил, что это домашнее задание. Он ломал над ним голову несколько дней и очень волновался, что сдал решение с опозданием.

Через пару дней в дверь Джорджа постучал взволнованный профессор университета. Оказалось, Джордж случайно доказал теоремы, над решением которых бились десятки математиков, начиная с Эйнштейна.

Преподаватель записал теоремы на доске как пример нерешаемых задач. Другие студенты были уверены, что ответа нет, и даже не пытались его найти.

Альберт Эйнштейн говорил: «Все знают, что это невозможно. Но вот приходит невежда, которому это неизвестно, – он-то и делает открытие».

«Все знают, что это невозможно. Но вот приходит невежда, которому это неизвестно, – он-то и делает открытие»

Мнение авторитетов и большинства мешает появлению нестандартных подходов. Мы склонны не доверять себе. Даже если сотрудник уверен, что идея принесет компании деньги, под давлением коллег он опускает руки.

В 1951 году психолог Соломон Аш попросил студентов Гарварда «проверить зрение». Группе из семи человек он демонстрировал карточки, а потом задавал по ним вопросы. Правильные ответы были очевидны.

Из семи человек только один был участником эксперимента. Шесть других работали «подсадными утками». Они специально выбирали неправильные ответы.

Настоящий участник всегда отвечал последним. Он был уверен, что остальные ошибаются. Но когда очередь доходила до него, он подчинялся мнению большинства и отвечал неправильно.

Мы выбираем готовые ответы не потому, что слабохарактерны или глупы. На решение задачи мозг расходует много энергии, а все рефлексы организма направлены на то, чтобы ее сохранять. Готовые ответы экономят ресурсы.

Мы на автомате водим машину, наливаем кофе, закрываем квартиру, выбираем одни и те же бренды. Если бы мы обдумывали каждое действие, уставали бы быстрее. Но для выхода из нестандартной ситуации придется сражаться с ленивым мозгом.

Стандартные ответы не продвинут вперед. Мир постоянно развивается, и мы ждем новинок.

Марк Цукерберг не создал бы Facebook, если бы был уверен, что форумов людям достаточно для общения.

Приготовить шоколад в форме яйца или налить молоко в пакет вместо бутылки – значит сломать стереотипы у себя в голове. Именно это умение комбинировать несовместимое помогает придумывать новые, более удобные и полезные вещи.

Коллективный креатив

В прошлом авторы гениальных шедевров и изобретений были одиночками: да Винчи, Эйнштейн, Тесла. Сегодня все чаще появляются работы, созданные коллективами авторов.

По исследованиям Северо-Западного университета США, за последние 50 лет уровень открытий, совершенных группами ученых, увеличился на 95%.

Причина – усложнение процессов и увеличение объема информации. Если изобретатели первого самолета братья Уилбур (Wilbur Wright) и Орвилл Райт (Orville Wright) собирали летающий аппарат вдвоем, сегодня только для одного двигателя Боинга нужны сотни рабочих. Если раньше бизнес состоял из одной-двух торговых лавок, сегодня компании владеют точками по всему миру.

Когда люди высказывают идеи, нельзя критиковать, высмеивать и запугивать властью

Для решения сложных задач нужны специалисты из разных областей. Иногда вопросы появляются на стыке рекламы и логистики, планирования и бюджетирования. Простой взгляд со стороны помогает выпутаться из неразрешимых ситуаций. Именно для этого и существуют техники коллективного поиска идей.

Метод мозгового штурма

В книге «Управляемое воображение» Алекс Осборн (Alex Osbourne) описал метод мозгового штурма.

Во время Второй мировой войны Алекс Осборн служил офицером на корабле, перевозившем военные грузы в Европу. Корабли были беззащитны перед торпедными атаками противника. В один из рейсов Алекс предложил морякам высказать самые безумные идеи, как уберечь судно от торпед.

Один из матросов пошутил, что все моряки должны встать по борту и дуть на торпеду, чтобы сбить ее с курса. Благодаря этой фантастической идее по бокам судна установили подводные вентиляторы. При приближении торпеды они создавали мощную струю, которая «отдувала» опасность в сторону.

Мы наверняка слышали о мозговом штурме, возможно, даже применяли. Но точно забывали о главном правиле мозгового штурма: когда люди высказывают идеи, нельзя критиковать, высмеивать и запугивать властью. Если бы матросы боялись офицера, никто бы не стал шутить, – решение так и не нашли бы. Страх мешает творить.

Правильный мозговой штурм проводят в три этапа.

Подготовка: обозначить проблему.

Креатив: запретить критику, собрать как можно больше идей.

Отбор: проанализировать результаты, выбрать 2–3 идеи и применить их.

Мозговой штурм работает, когда в обсуждении участвуют сотрудники разного уровня. Не один руководитель и подчиненные, а несколько руководителей отделов и подчиненные. Страхи выглядеть глупо перед лицом начальства и осуждения от вышестоящего мешают высказывать свежие идеи.

Нельзя говорить, что идея плохая. Нельзя отвергать идею, потому что «это смешно», «так никто не делает» и «как ты собираешься это воплотить». Пользу приносит только конструктивная критика.

В 2003 году Харлан Немет (Charlan Nemeth), профессор психологии из Университета Калифорнии, провела эксперимент.

265 студенток разбили на три группы и предложили решить проблему пробок в Сан-Франциско.

Первая группа работала по системе мозгового штурма – никакой критики на этапе креатива. Второй группе разрешили спорить. Третья группа не получила условий.

Группа, где участники вели дебаты во время обсуждения, высказала на 20% больше идей, чем ее противники. После окончания каждую участницу спросили, не хочет ли она добавить еще пару идей. Члены первой и третьей предложили по 2–3 идеи. Девушки из группы спорщиков назвали по семь идей.

Оценивать идеи друг друга должны не коллеги, а третье, незаинтересованное лицо – тогда мозговой штурм сработает

Критика-спор помогает увидеть недостатки идеи и найти зацепки для воплощения новых идей. Мозговой штурм не работает, если в обсуждении допускается субъективная оценка: вам не нравится идея, но нравится человек, который ее высказал. И наоборот. Оценивать идеи друг друга должны не коллеги, а третье, незаинтересованное лицо. Проблема – найти его.

Техника «трех стульев»

Решение придумал Уолт Дисней – он разработал технику «трех стульев». Великий мультипликатор проводил мозговые штурмы так:

Есть нестандартная задача. Представьте три стула. Один участник мысленно занимает первый стул и становится «мечтателем». Он придумывает самые фантастические методы решения задачи.

Второй садится на стул «реалиста» и описывает, как бы он воплощал идеи «мечтателя» в жизнь. Участник примеряет эту роль независимо от того, как сам относится к идее. Его задача – оценить трудности и возможности.

Последний стул занимает «критик». Он оценивает предложения «реалиста». Решает, какие ресурсы можно использовать в воплощении. Отсеивает идеи, которые не подходят по условиям, и выбирает оптимальную.

Применение этого метода занимает 15 минут рабочего времени. Главное в любом коллективном методе – выслушать участника группы. Каждая мысль – ступенька на пути к решению задачи.

Рецепт гения

Креативность – законы, а не таланты. Это не умение увидеть таблицу химических элементов во сне. Это конкретные методики, которые помогают расшевелить сознание.

Если вам кажется, что вы не умеете мыслить творчески, значит, ваше воображение спит. Его можно разбудить. Методов, схем и теорий по творческому развитию много. Неважно, какую именно методику вы выберете для себя. Есть общие правила, которые помогут в любом креативном поиске.

Четко формулировать. Правильно заданный вопрос содержит большую часть ответа. Не стоит спрашивать себя: «Что делать?» Представьте результат, который вы хотите получить, и подумайте, какими способами его можно добиться. Зная, что нужно получить в финале, намного проще искать ответ.

Бороться с запретами. Не верьте на слово. Задача не решаема, если вы попробовали и не получилось. Не используйте готовые ответы: они как полуфабрикаты – решат проблему голода, но сделают это с меньшей пользой для здоровья.

Совмещать несовместимое. Выдумывайте что-то новое каждый день: меняйте маршрут до работы, находите общее между вороном и письменным столом, считайте количество красных пальто по дороге к метро. Эти странные задачи тренируют мозг быстрее выходить за рамки привычного и искать подходящие решения.

Уважать коллег. Выслушивайте мнение тех, кто работает над задачей рядом с вами. Даже если их идеи кажутся абсурдными. Они могут стать толчком для ваших открытий и помогут продвинуться в нужном направлении.

Воплощать идею. Нереализованные идеи не стоят ничего. Придумать интересный ход не так сложно, как применить его на практике. Если ход уникален, под него нет ни инструментов, ни исследований. Воплотить его возможно только на свой страх и риск. Творческие решения требуют смелости, но приносят самые желанные плоды.

Подробнее см. на сайте «Большие планы».

Как повысить креативность,

Насколько быстро и интересно вы мыслите? Это не в последнюю очередь зависит от вашего самочувствия. Улучшив его, вы увеличите эффективность работы мозга. Несколько простых рекомендаций.

Творческий человек и его начальник

Добросовестность, серьезность и внимание – каких еще качеств желать начальнику, чтобы чувствовать себя с ним комфортно? Ведь это не член семьи и не друг – ему не обязательно испытывать к нам теплые чувства, наши отношения сугубо деловые.

Как разбудить воображение

По странной случайности за довольно короткий срок два совершенно разных человека задали мне практически одинаковый вопрос и попросили дать свою точку зрения. Поскольку дискуссия получилась в обоих случаях групповая, то я пообещала довольно большому количеству человек ответить на поставленные вопросы. Видимо, участники этих двух МК не читали мой ЖЖ, поэтому я покопалась в своих записях в Живом журнале и нашла одну, которая максимально ярко иллюстрирует мое мнение. Публикую ее здесь слово в слово, т.к. прочитав, решила, что все сказанное так и остается для меня актуальным и справедливым.

Итак, ретроспективная статья:

“Откуда приходят идеи”.

Я постоянно провожу мастер-классы, и практически на каждом занятии я вижу, как несколько человек занимаются непростой задачей – придумывают идею для своего проекта, будь то шарф, сумка или предмет одежды. Порой на поиск идеи затрачиваются значительные усилия, возникает раздражение и неуверенность в своих силах, иногда разочарование. На самом деле, это нормально. Пару лет назад я уже писала о стадиях творчества у себя в ЖЖ, и этап фрустрации – обычное явление. Так что надо относиться к этому спокойно и искать свои источники вдохновения. Я бы хотела описать пару-тройку случаев, которые подарили мне свои идеи для создания новых работ, а также попробую дать несколько рекомендаций, которыми я руководствуюсь сама, работая над новыми идеями.

… Я сижу на большой открытой веранде, уже темнеет. Совершенно свободный вечер, спешить некуда. Мы пьем вино и ожидаем заказанный ужин. Вино очень приятное на вкус, хотя спиртное я вообще не люблю. Поэтому вино не будит во мне никаких творческих порывов. И тут я опускаю глаза на этикетку и читаю «Два океана». Проходит минута, другая… вдалеке я слышу голос своего мужа, он что-то бубнит про погоду, но я почти не слышу его. Я уже узнаю знакомое возбуждение, когда в голове начинает формироваться идея. Два океана – теплый и холодный, они встречаются у Мыса Доброй Надежды, сталкивают свои воды, образуя волны и завихрения, чтобы потом разлиться по разные стороны континента. Интересная мысль. Красивое название – Два океана… что-то большое, струящееся, в двух тональностях… тем более, что я хорошо «вижу» зеленый и синий цвета… В голове постепенно начинает оформляться идея новой работы. Сначала рождаются цветовые сочетания, подходящие под понравившееся название, потом линия соединения цветов – обязательно через коричнево-охристый, дальше по ходу посмотрим. Далее, я думаю над поверхностью – какая она будет: гладкая, блестящая или матовая, неровная и пр. и из этого уже становится понятно, какими техниками можно воспользоваться, чтобы получить желаемый эффект. Местами мне надо будет оставить гладкую поверхность с большими шелковыми разводами, а в месте соединения океанов будет фактурная поверхность – это «острова» и «земля». Теперь можно подобрать возможные материалы. Несомненно, блестящий шелк, наверное, надо покрасить самой, шелковый топс, и очень красивые цветовые переходы можно передать с помощью секционно окрашенного лэпса. Ясно, что некоторые места придется «сборить» – архипелаги и пр. земную поверхность. Хорошо бы показать течение и рельефы, для этого заложим длинные складки с помощью пищевой пленки. Длина платья должна быть большой, с неровными краями и пр. Идея родилась и вполне оформилась, а источником послужило понравившееся словосочетание. В голове уже выстроились все детали, кроме, пожалуй, цветовых нюансов. Цвета я буду подбирать уже на месте, когда будет нарисован силуэт, сделана выкройка. Буду ходить вдоль полок с шерстью и вытаскивать на стол претендентов. Потом начну группировать цвета по сочетаниям, постепенно отбраковывая неподходящие. Я обязательно нарисую платье в общих чертах, где какой будет цвет, где расположится линия слияния океанов, подумаю, как можно подчеркнуть цветом талию, сделав силуэт более стройным, избегая акцентов в «ненужных» местах – на груди, бедрах, а также упрощающей идею симметрии.

Читайте также:  Интерьер спальни: декор стены в изголовье кровати, дизайнерские проекты

Это только один пример того, как рождаются мои идеи. Я относительно легко воспринимаю системы символов и знаков, мое воображение чутко откликается на слова и словесные образы. Поэтому в основном мои идеи рождаются из понравившихся словосочетаний, услышанных слов или прочитанных текстов – названий песен, выразительных фраз, понравившихся звуков. Гораздо в меньшей степени будоражат мое воображение цветовые сочетания, музыка или живопись. Даже если в голове крутится идея, навеянная новыми материалами, увиденным пейзажем или каким-то произведением искусства, но никак не может оформиться, самый лучший способ «выдать» ее на свет божий для меня – это придумать ей название. Слова должны меня волновать, за ними должны стоять эмоции, воспоминания или просто нравиться на слух. Для того, чтобы найти этот самый эффективный для меня способ генерации идей, несмотря на его простоту, ушло несколько лет и понадобился серьезный анализ, основанный на статистике своих работ.

Еще пример. Мне нравится женское имя Ева. Для придумывания образа понадобился лишь один небольшой толчок. Моя знакомая родила дочку, я поздравила ее по смс и спросила, как назвали девочку, в ответ получаю сообщение «Имя Ева». Почему-то меня глубоко поразило это словосочетание. Я стала думать над этим словом – «Ева». Что за ним скрывается, какие образы и эмоции. Постепенно в голове складывается очень яркая и детализированная картинка. Опять платье. Длинное, облегающее, я хорошо представляю цвет и декоративные элементы, я даже знаю, из чего буду делать. Обязательно зеленое или с использованием зеленого, потому что буква «е» в начале имени у меня ассоциируется с зеленым цветом – у меня нет в этом сомнений. Я даже уже поделилась идеей его воплощения с коллегами перед отпуском – настолько хорошо я вижу эту картинку.

И еще об именах. Даже скорее – о звуках. Когда-то давно смотрела фильм «Ван Хельсинг». Фильм красочный и драматичный, хоть и сказка, но главное – почему-то очень впечатлило имя главного героя – от звуков при произнесении имени веет темной энергетикой, мрачной силой, мистикой и торжеством возмездия. В голове стоит смутный образ пальто, которое я хочу сделать, я ясно вижу лишь некоторые детали, но дизайн еще не проработан до конца. Я не тороплюсь, идея родилась и готова ждать. Придет время, я сделаю.

Другое. Я с удовольствием слушаю хороший русский рок. Мощная энергия протеста, идущая от музыки, в сочетании с талантливыми стихами является для меня сильнейшим стимулом для генерации идей. Нашедшие в душе отклик обрывки строф мгновенно дают творческий импульс для создания образа. Хотя по отдельности музыка и поэзия не оказывают на меня такого вдохновляющего действия.

Еще на меня большое влияние оказывает… ветер. На самом деле, я ветер не люблю. Но меня волнуют эти гигантские перемещения воздуха, дуновения разной силы, мощь и свежесть воздушных потоков. Я с удовольствием подставляю лицо теплому ветерку, слежу за тем, как колышется зелень и бегут под его натиском по небу облака. Люблю слушать ветер, его завывания меня не пугают, но я знаю, что я беззащитна перед ним – меня вечно продувает насквозь, во что бы я ни была одета, поэтому наблюдать и слушать ветер я могу, только глядя на улицу через стекло и находясь в теплой, уютной комнате. Я не выношу сильного ветра, свозняков, а от постоянных порывов воздуха просто болит голова. Но я с удовольствием думаю о ветре, стоит только произнести слово «сирокко» – и в голове уже сложился готовый эскиз. Я могу придумать множество проектов для своих войлочных работ, черпая свое вдохновение из этой воздушной стихии. В голове роится и толкается очередь из названий, за каждым из которых уже стучится своя идея: «Танцующий ветер», «Ветер странствий», «Роза ветров» и пр.

Чем бы я ни занималась, я стараюсь всегда внимательно слушать, будь то телевизор, радио, разговоры вокруг себя – из обрывков фраз, услышанных песен, прочитанных стихов, географических названий и харизматичных имен рождаются смутные образы. Они постоянно проходят тщательный «кастинг» – ляжет или нет понравившаяся фраза в основу идеи, найдет ли она отклик у меня в сердце и разбудит ли воображение. К несчастью, у меня не всегда под рукой есть карандаш и бумага, поэтому в 80% случаев я забываю бесценные подсказки, не успев закрепить их на бумаге. Такова особенность нашего мозга – идеи рождаются в одном полушарии, но чтобы реализоваться, они должны транслироваться в другое полушарие, но часто «дверца» между творческим центром и местом фиксации идеи оказывается открытой лишь мгновения, любое обстоятельство – не вовремя прозвонивший звонок, случайный вопрос, любое отвлекающее действие – хлоп! Дверца закрылась, идея осталась в правом полушарии и там улеглась в каком-нибудь темном уголке и как знать – до поры до времени, или навсегда?

На самом деле, передо мной стоит довольно сложная задача – описать процесс рождения идеи, к тому же, я пытаюсь выявить какие-то закономерности своего творчества. Надеюсь, вы понимаете, насколько это непросто, поскольку речь идет о вещах сугубо духовных, нематериальных и сложно поддающихся анализу и фиксации. Безусловно, это лишь скромная попытка заглянуть за завесу своего воображения, и к тому же, мне крайне тяжело перевести свои ощущения в словесную форму. И еще труднее – делать эту информацию публичной, ведь эта сфера – очень личная. Это как позволить всем читать свои мысли. Непросто, даже если ты думаешь только о хорошем.

Я думаю, что у каждого художника есть свои творческие катализаторы, и скорее всего, их несколько. Задача – обнаружить, идентифицировать их и научиться эффективно их использовать. Вот несколько советов по поиску творческих стимулов:

  1. Анализируйте свои работы, отмечайте наиболее удачные
  2. Работа над проектом начинается задолго до подбора материалов к нему, попробуйте зафиксировать момент инсайта, т.е. озарения, когда приходит идея
  3. Запомните, а лучше запишите, а затем проанализируйте, какие обстоятельства предшествовали и происходили в момент озарения, попробуйте определить причину «вспышки»
  4. Наберите статистику, руководствоваться двумя-тремя случаями – недостаточно
  5. Постоянно анализируйте свою деятельность, попробуйте выявить закономерности вашей творческой активности, выбирайте наиболее комфортную для своего творчества обстановку
  6. Не менее важно выявить обстоятельства и занятия, тормозящие творческий процесс и постараться избегать их, когда вы работаете над творческой идеей
  7. Чаще прислушивайтесь к себе, стараясь понять последовательность своих творческих усилий. Это серьезная и сложная работа – увидеть и проследить ход развития ваших мыслей, зафиксировать и проанализировать этот процесс. Гораздо проще было бы отнести свои творческие искания к «бессознательному», интуитивному процессу и полагаться на случай.
  8. Творчество – это тоже управляемый процесс. Безусловно, он не подчиняется общепринятым понятиям, таким как начало, конец, длительность, сроки и прочие абсолютные показатели, которые мы привыкли применять при планировании. Но можно помогать себе – создавать подходящую творческую атмосферу, стимулировать воображение, будить «правильные» чувства и эмоции. На мой взгляд, большая ошибка считать, что муза «не признает» правил, на самом деле, у творчества ЕСТЬ закономерности.
  9. Не надо бояться, что управлением вы убьете свое творчество. Вовремя разбуженная и правильно обласканная, ваша муза отблагодарит вас вдохновением и страстью, тогда как выполненные «на авось», или под натиском нашего любимого слова «НАДО» работы останутся безликим повторением чего-то ранее сделанного или уже виденного. Еще один скучный шарфик, пара двухцветных тапок или очередная серая жилетка.
  10. Если позволяют обстоятельства – не используйте одинаковые материалы и техники работ, постарайтесь в каждый проект включить какой-нибудь элемент новизны.
  11. Познакомьтесь с различными техниками генерации идей – их можно найти множество в специальной литературе или покопавшись в Интернете. Наверняка некоторые из них покажутся вам интересными и полезными.
  12. Если ничего не получается – разберитесь в себе, найдите причину, мешающую вам генерировать идеи. Постарайтесь понять, на каком именно этапе возникает трудность. Это очень важно. Определив «черную дыру», вам будет намного проще ее перескочить.
  13. Я для себя определила 4 стадии фрустрации: 1) я знаю, что я хочу сделать и есть разработанный дизайн, но он мне не нравится (по разным причинам); 2) я знаю, что хочу сделать и из каких материалов, но проблема в отсутствии интересных деталей; 3) я знаю, что я хочу сделать, но нет никакой идеи (дизайна); 4) непонятно, что я вообще хочу сделать. На каждой из стадий есть своя методика выхода из ступора, главное, чтобы не перескакивать из «первобытнообщинного строя сразу в коммунизм», минуя необходимые стадии развития творческой идеи, из этого вряд ли что-то хорошее получится.
  14. И последнее, если у вас голова лопается от идей, вы доверяете только своей интуиции и не верите в креативные техники, то хотите вы этого или нет, вы все равно проходите все стадии творчества, каким-либо образом стимулируете свой мозг и так или иначе влияете на творческий процесс (а значит, управляете им, только бессознательно). Кажется, что идеи приходят сами по себе, возникая из ниоткуда. На самом деле, они появляются в результате сложной комбинации усилий – ментальных и физических, а усилиями управляем мы. Просто часто мы предпочитаем не задумываться об этом, приписывая все заслуги таланту, подсознанию, инстинктам и прочим тонким сферам.

Бог в помощь тем, чья муза не знает усталости, и кто презирает все стимулы и подсказки, эта статья не для вас. Ну а тем, кто временами испытывает трудности, надеюсь, текст покажется интересным. Я составила статью целиком на основании своего личного опыта и включила в нее только собственную информацию, не взяв ни строчки из чужих текстов. Это ни в коей мере не практическое руководство, а всего лишь перечень рекомендаций, которыми я пользуюсь для себя. Но, возможно, кому-то они тоже принесут пользу. Не претендую на истину, и не настаиваю на полноте охвата материала. Написала, чтобы поделиться с другими. Буду рада в ответ получить ваши рецепты и наработки.

Читайте также:  Маленькие окна в большой мир: как выбрать шторы для детской комнаты

И еще хочу сказать – творю ли я интуитивно или осознанно – это мой выбор и полное право как личности. Главное, чтобы результат меня радовал.

Как разбудить воображение: 3 путешествия по красочным домашним офисам

Неужели мой поезд уходит? Годы идут, а я все одна. Никак не могу познакомиться с мужчиной. И это при том, что я не домоседка. Довольно общительна, часто бываю в кругу коллег и на вечеринках. Да и внешне вроде как ничего. Во всяком случае, взгляды сильного пола ловлю на зависть многим. Ну не подходить же к мужчине первой! Такие мысли посещали меня почти каждый день. Я все ждала, что понравлюсь и на меня обратят внимание. В общем, захотят познакомиться.

Моя подруга меня не понимала. «Твой сценарий, — постоянно ворчала она на меня, — безнадежно устарел. Мужчины сегодня устали быть на первых ролях. Да они только рады будут твоей инициативе!» Я попыталась объяснить подруге, что полна типичных девичьих сомнений. На вечеринках мне обычно кажется, что я не так одета, что с фигурой есть некоторые проблемы, что прическа, возможно, не та и т. д. И чего подходить к мужчине, если я ему не нравлюсь? Да не могу я это сделать первой! Соблазнительница я никакая. Вот если б знать некие женские штучки, тогда, наверно, можно в моей жизни что-то изменить.

Подруга, словно почуяв мое желание применить наконец некие методы соблазнения, однажды решилась воодушевить меня на подвиги. Сказав, что мужчины как огня боятся сексуальных провокаций, она предложила мне купить к предстоящей вечеринке платье с открытой спиной. Оно-де будоражит воображение и очень усиливает интерес к незнакомке. И когда такое платье мы с ней приобрели, научила меня так называемо- му языку жестов, который понятен любому представителю мужского пола. Ее урок мы репетировали раз пять, и он был таков: «Сядь в открытую позу. Никакой зажатости, никаких скрещенных рук. Расслабься, прикоснись к своим волосам, поправь выбившуюся прядь. А потом чуток повернись спиной к нему и как бы невзначай оголи шею. »

— Нам надо добиться от него внимания. И твоя открытая спинка приведет его в трепет. А в своих изящных пальчиках в это же время понежь и покрути ножку бокала, — насоветовала мне подруга. А главный акцент сделала на ногу. Сказала, что это мой самый сильнодействующий прием. «Сделай так, чтобы он взглянул на твою ножку. Сними туфельку, причем несколько раз, а потом надень. На этот эротический сигнал он клюнет — вот увидишь!» — сказала мне она.

Чем закончилась наша режиссура? Да все отлично! Правда, ни один прием из предложенных подругой не подействовал. Я очень старалась выполнить все ее советы на отлично, но никто меня весь вечер не замечал. И вдруг, когда вечеринка подходила к концу, в зал решительно вошел молодой человек, видимо, опоздавший. Он едва успел присесть за соседний столик, как я почему-то рванула к нему, словно боялась потерять последний шанс, и пригласила его на танец.

«Ну должна же сработать моя голая спина!» — мысленно побеждала я незнакомца, прижимаясь к нему все смелее. С вечеринки мы ушли вместе. И такого заключительного аккорда я сама от себя не ожидала.

Маргарита Быстрова

МНЕНИЕ

Не перестарайтесь!

Екатерина ШЕНДЕРОВА, домохозяйка

Хитрости в деле покорения мужчин действительно не помешают. Правда, пользоваться ими нужно очень мудро, чтоб в глаза не бросались, а воображение будили. К примеру, знаю, что длинные волосы нравятся многим мужчинам, как и дамы на каблучках. Одежда стретч тоже весьма притягательна. Главное — не переборщить. Достаточно допускать легкую небрежность. Разрезик не очень глубокий. Ведь в нас всегда должна быть загадка. Это усиливает к нам интерес.

Да разбудите же его воображение!

В деле покорения мужчин женщины прибегают к различным хитростям. Вот лишь некоторые женские штучки, собранные в интернет-журнале 4women.ru.

Длинные волосы

Это во все времена символ женственности. Они привлекают мужчин, даже если собраны в пучок, открывающий шею, — одну из самых красивых эрогенных женских зон.

Прозрачная одежда

Просвечивающие сквозь ткань очертания фигуры или нижнее белье действуют на мужчин намного сильнее, чем просто вид полностью обнаженного тела. Это потому, что женщина, надевая прозрачную одежду, словно подает мужчине сигнал о том, что она готова к близости. Однако между мужчиной и женщиной все-таки остается видимая преграда, что еще больше усиливает его интерес.

Бретелька бюстгальтера

Эта, на первый взгляд, незначительная деталь заставляет мужское воображение рисовать яркие эротические картины. Видимо, подобная небрежность говорит о том, что женщина сама хочет, чтобы ее поймали. А мужчины, как известно, трудных путей не ищут.

Глубокое декольте

Женская грудь с детства является любимой игрушкой мужчины. И даже став взрослым человеком, он, увидев глубокий вырез, думает: «Вот бы поиграть с его содержимым!»

Резинки чулок

Эта деталь образа женщины — одна из самых провокационных. Когда мужчина замечает выглядывающую из-под юбки изящную кружевную резинку чулка, он понимает, что перед ним подкованная в эротическом плане партнерша, готовая на смелые и неординарные эксперименты.

Татуировка

Мужчина может забыть имя своей партнерши, но будет вечно помнить о том, что на ее бедре был выколот дракон. Татуировка — сигнал о том, что женщина не скована предрассудками. А значит, доступна.

Обнаженная спина

Одежда, позволяющая увидеть открытую спину, привлекает внимание мужчин-мечтателей, которые обожают дорисовывать в своем воображении скрытые от них детали. А мечта, как известно, возбуждает намного больше, чем реальность. Разрез до бедра Разрез на юбке определенно способен привлечь внимание мужчины. Ведь он невольно захочет увидеть все остальное, чего не видно в разрезе, и, вполне возможно, начнет действовать.

Одежда-стретч

Она подчеркивает изгибы тела, а явная демонстрация фигуры заставляет мужчин невольно оценивать ее достоинства.

Короткая юбка

Мини-юбка в первую очередь привлекает мужчин-реалистов. Их возбуждает даже не сам вид ног, которые вполне могут быть и не идеально стройными, а теоретическая доступность дамы.

Алые губы

Яркие женские губы призывно действуют на мужчин, призывая их к сексу.

Высокие каблуки

Шпильки — один из популярнейших и в то же самое время самых ярких сексуальных аксессуаров. Когда женщина поднимается на высокие каблуки, она неосознанно становится более сексуально привлекательной.

Как разбудить детское (а заодно и свое!) воображение?

Семь советов для родителей-фантазеров

«А что это за квадрат ты нарисовал на листке бумаги?» «Мама! Ну как ты не понимаешь?! Это большой зеленый динозавр подошел к открытому окну, увидел пожар и от страха упал! Теперь он лежит на полу, поэтому его не видно. Одно окно и осталось». Будничный диалог четырехлетнего Левы и его мамы вызывает улыбку умиления.

Доказано, что дети с богатым воображением, получают по жизни фору — взрослея, они находят более быстрое и креативное решение любой проблемы и могут придумать множество вариантов достижения поставленных целей. Главное, дать этой фантазии раскрыться до 10 лет. Вместо того, чтобы предлагать сыну или дочке уже готовые изображения — будь то телевидение, мультфильмы или игры на гаджетах, важно дать ему возможность поработать со своим внутренним пространством. Пусть малыш растет вдумчивым творцом, а не оголтелым потребителем!

Дайте ребенку возможность заскучать

Драмкружок, кружок по фото, хоркружок — мне петь охота. Ну или на крайний случай — мультики. Современные родители пытаются распланировать жизнь малыша по минутам и непременно чем-то его занять, якобы развивая в нем все новые и новые таланты. Да, ребенку нужен режим и порядок, но до определенного предела. Каждый день давайте ему возможность немного поскучать, а не подсказывайте каждые пять минут «чтобы еще поделать. » Таким образом, вы создаете для него ситуацию, в которой он должен пофантазировать и выбрать себе активность или занятие по душе.

Читая сказку, придумайте альтернативный финал

Сказки — волшебные воспитатели фантазии маленьких деток. Они не только расслабляют и развлекают, но и стимулируют воображение — как выглядят те или иные персонажи и обстановка, в которой происходит сюжет. Отличное упражнение — если речь идет о книге с картинками — показывать ребенку изображения не до, а после прочтения каждой странички. Или вместе поразмышлять над альтернативной концовкой или продолжением.

СОЧИНЯЙТЕ!

В идеале ребенок должен постараться и сам записать историю. Но если для письма он еще слишком мал, почему бы не сочинить авторский комикс? А затем подробно описать родителям волшебную историю, ее персонажей и перипетии сюжета. Повествование — краеугольный камень творческого развития. Более того, сама тема сказки, проблемы, страхи и таланты, которыми наделяет малыш своих героев, могут многое рассказать родителям о его характере. Никогда не подгоняйте детей — воображению нужно время, чтобы раскрыться.

Не убирайте далеко материалы для творчества

С раннего возраста дети привыкают передавать свои чувства через всевозможные поделки, чаще всего — рисунки. Даже самая простая каракуля, ее размер и цвет — лакмусовая бумажка эмоционального состояния самых юных членов семьи. Дети обнаруживают новые формы, оттенки и их сочетания, пытаются изобразить то, что привлекает их внимание. Поэтому важно, чтобы карандаши, фломастеры, краски и бумага всегда были под рукой — стимулируя мозг и расширяя границы обыденного. Следующий этап — повторить фантастический рисунок из кусочков «Лего» или пластилина.

Сыграйте в «Чтобы бы ты сделал, если. »

Эта игра не только отвлечет малыша от капризов, но и заставит его волшебное сознание работать на полную катушку. Она состоит из гипотетических сценариев и поиска альтернативных решений. Например, «Чтобы ты сделал, если бы нашел бродячего щенка на улице?» «Чтобы ты сделал, если бы вдруг стал весь синий в розовую крапинку?» «Чтобы ты сделал, если бы обнаружил в лесу клад?» «Чтобы ты сделал, если бы познакомился с королевой?» «Чтобы ты сделал, если бы кот Васька превратился в цифру пять?»

Устройте Кукольный спектакль в коробке

Сложите в коробку различные предметы домашнего обихода — бумажные стаканчики, фонарик, ботинок, подушку (ничего острого или хрупкого). Попросите ребенка создать кукольный спектакль, используя эти объекты, как марионетки. Да и напомните ему про саму коробку! Она может исполнить роль дома, пещеры или капсулы времени. Другой вариант — отправляясь на прогулку в лес или парк прихватить с собой пакет, в который юный следопыт должен сложить 10 объектов окружающей природы (но не более одного каждого «наименования». Например, один листочек дерева; один камень и т. д.) Когда вернетесь домой, попросите малыша устроить для всей семьи импровизированный спектакль или найти для каждого предмета творческое применение.

Поделитесь ТАЙНОЙ

Пришел ваш черед активно подключиться к процессу. Попросите ребенка выбрать три любых объекта в квартире (от вазы до шкафа в чулане), на которые он, возможно, редко обращает внимание. Ваша задача рассказать ему историю о каждом предмете — откуда он взялся, где вы были, когда получили его, почему сохранили. А затем попросите малыша подумать — что у этих вещей общего?

Регулярно применяя эти идеи на практике, вы сможете развить воображение ребенка больше, чем он сам сделает это в одиночку. Помните, что первые годы жизни имеют решающее значение для развития всех навыков малыша — не позволяйте этим ценным моментам ускользнуть.

Хёрст Шкулёв Паблишинг

Москва, ул. Шаболовка, дом 31б, 6-й подъезд (вход с Конного переулка)

Ссылка на основную публикацию