Как навести порядок в детских игрушках: часть 2 — удачные решения

Будет порядок: 35 идей для хранения детских игрушек

Жизнь мамы похожа на день сурка. Каждый день одно и то же. И уборка игрушек… Поэтому правильнее приучать малыша наводить порядок самостоятельно. А чтобы кроха складывал игрушки куда надо, а не куда попало, мы собрали для вашего вдохновения самые разные идеи. Смотрите и создавайте!

Старый чемодан + декупаж = чем не идея для хранения кукол маленькой дочки?

© Instagram @ivashkovao

и игрушек сына

© Instagram @irina_kvetnaya

А в таком ящике для игрушек классно прятаться

© Instagram @nikabesttoys

В корзины из трикотажной пряжи можно складывать самые маленькие игрушки

© Instagram @julini_petelki_
© Instagram @koshkinnndom
© Instagram @es.homes

Находка каждой мамы – стеллажи, с помощью которых в детской комнате становится больше порядка

© Instagram @udiana_bel
© Instagram @darina.mom

Стеллаж в виде домика – это и украшение интерьера, и способ хранить игрушки

© Instagram @woodideas1000, @nikabesttoys

Изобретательные мамы находят способ хранить игрушки в том, что изначально было предназначено для других целей

© Instagram @karkanitsa_family_

Если много игрушек – значит, нужно много ящиков

© Instagram @k_a_t_y_a_lukyanova_

Кажется, кто-то не может найти игрушку.

© Instagram @_splushka

Для хранения игрушек используйте многофункциональные вещи – к примеру, сундучок. На нем можно сидеть. А еще сундучок станет площадкой для игр

© Instagram @razvivashki_good_shop

Сундуки из ДСП с тканевой отделкой – способ сделать детскую комнату ярче и чище

© Instagram @slonikivdomike

Корзины для игрушек – как раз тот случай, когда можно сложить все как попало (дети так обычно и делают), а в комнате все равно будет порядок

© Instagram @uno.ru
© Instagram @soski_butylki

Детям нравятся именные мешки для игрушек. Считайте это их мотивацией к уборке!

© Instagram @kittykidz
© Instagram @paper_shop_ekb

а также именные коробки

© Instagram @nikabesttoys

Выбирая детскую мебель, старайтесь покупать ее с дополнительными полочками для мелочей. К примеру, карандашей, фломастеров и других предметов, которые малыши используют во время рисования

© Instagram @nikabesttoys

Пластиковые коробки для папиных инструментов отлично подходят и для детских конструкторов

© Instagram @mamontenokvl

Конструктор удобно хранить и в таком сундуке с выдвижными ящиками

© Instagram @mystoryhome_shop

Если ваш ребенок – счастливый обладатель вот такой кроватки, ящики могут занять игрушки

© Instagram @mebel_hof

Корзины для хранения игрушек могут быть и такими…

© Instagram @colormaniadecor
© Instagram @colormaniadecor

А эти мини-стеллажи помогут аккуратно хранить любимые книжки

© Instagram @kroha_chekhov, @nikabesttoys

С таким «гаражом» весь автопарк будет на виду и в порядке

© Instagram @aristokrat_workshop

Эти разноцветные ящики может сделать папа

© Instagram @mystoryhome_shop
© Instagram @mystoryhome_shop

А как вы храните детские игрушки?

Порядок в детской: 3 секрета хранения игрушек и идеальный способ уборки

Дети смогут сами убирать игрушки, если…

Пять лет назад, разбирая игрушки годовалого сына, я впервые задумалась о том, что они размножаются с невероятной скоростью: вот уже вместо одной корзины нам понадобилась еще и полка. А потом и еще один ящик. Так как сын был довольно мал, я сама убирала каждый день все по местам. Но чем старше он становился, тем меньше порядка было в доме.

Игрушки переселились во все комнаты, и трудно было пройти по дому, не спотыкаясь о кубики и машинки. Среди раскиданных игрушек мой сын все реже мог найти себе занятие, и казалось, что любая купленная вещь ему интересна от силы три дня после приобретения, а потом всё — в кучу. А когда родилась дочь, я решила: хватит! Пора что-то менять, так больше продолжаться не может!

В результате сейчас мои дети легко могут сами поддерживать порядок в детской. Без предупреждений и напоминаний убирают на место машинки, книги, пазлы и прочее «добро».

После того как я справилась с проблемой поддержания порядка на детской территории, я поняла, что часто такие проблемы как «нечем заняться», «скучно», «не хочу убирать» — вовсе не вредности. Это отчаяние от невозможности справиться с хаосом.

Итак, я предлагаю вам организовать пространство в детской так, чтобы ваши дети всегда могли найти себе занятие и сумели без помощи взрослых справиться с последствиями своей деятельности.

Секрет № 1: уменьшить количество игрушек

Чем больше игрушек в детской, тем чаще дети жалуются, что им «не во что поиграть». Они просто не могут выбрать себе занятие и часто вываливают содержимое всех ящиков на пол.

Что делать? Убрать с глаз то, во что ребенок играет редко или не играет вовсе! Выкинуть хлам и перестать его покупать.

Секрет № 2: разделить игрушки по категориям и рассортировать в ящики

Дети не могут играть в игрушки, когда они хранятся в одной большой куче. Конечно, убирать их туда удобно. Но почему все снова оказывается на полу? Ответ простой: ребенок (или вы сами!) перерывает всё, чтобы найти нужную вещь (две одинаковые машинки, кольца от пирамидки или кубики).

Что делать? Рассортировать игрушки и убрать в небольшие ящики или коробки. Согласитесь: невозможно убрать на место то, у чего нет места!

Например, у нас дома есть ящики для следующих категорий игрушек:

  • крупный конструктор;
  • LEGO;
  • мелкий конструктор;
  • очень мелкий конструктор старшего сына;
  • машинки, транспорт, мячи, «мальчишеские» игрушки;
  • мягкие игрушки, игрушки для ролевых игр, куклы — одним словом, «девчачье» хозяйство;
  • железная дорога;
  • кубики;
  • пазлы;
  • деревянные игрушки;
  • роботы, запчасти;
  • личные ящики.

А еще есть полки для книжек.

Много или мало? Достаточно! Игрушки в ящиках должны лежать свободно, чтобы ребенок мог найти то, что ищет, не вытряхивая их содержимое на пол.

Недавно, после очередной уборки в детской, дочка сказала мне:

— Мама, спасибо, что нашла так много игрушек!

Вы не поверите! Дети даже не заметили, что я убрала две трети «добра» из их комнаты! Они переключились на то, что осталось, ведь теперь они могут найти все, что нужно для игры.

Секрет № 3: правильное размещение ящиков на стеллажах и полках

Игрушки наиболее востребованные, игрушки, в которые ребенок может играть сам, располагаются ниже, в зоне прямой доступности ребенка. А мелкие игрушки, для взаимодействия с которыми ему необходима помощь, размещаем выше. То, что мы хотим доставать реже и, желательно, по нашей инициативе, можно убрать в непрозрачные ящики. А то, о чем мы хотели бы напоминать ребенку почаще, — в прозрачные.

Например, вам хочется чаще играть в какие-то развивающие игры и заинтересовать ими ребенка — можно поставить их на видное место на полке. А игры с пластилином по вы бы хотели держать под полным контролем — значит, убираем материал для лепки в непрозрачный ящик и ставим повыше.

Суперуборка по шагам: шаг первый

Первым делом окиньте взглядом детскую. Есть ли здесь мебель, которой ребенок не пользуется? Крупногабаритные игрушки, которые стоят без дела? Возможно, в углу притаился мольберт, завешенный одеждой. А лошадка-качалка радует только приходящих в гости карапузов. Детская комната — это не музей красивых и полезных игрушек. Да, возможно в детстве вы о них мечтали или это ваши любимые вещи, но ведь это детская ребенка, верно? Давайте оставим здесь именно то, что ему нужно.

Что можно сделать с лишними вещами:

  • убрать на время из детской;
  • отдать на время другим детям;
  • продать;
  • подарить;
  • отложить для следующего ребенка.

Шаг второй

Теперь посмотрите: где хранятся игрушки? Что вы хотели бы изменить? Возможно, вы давно мечтаете повесить полку. Или поставить стеллаж и украсить пару ящиков для игрушек. Сейчас самое время для подобных перемен!

Шаг третий

Находим очень большую коробку (лучше всего высокую), ставим ее в детской и вываливаем туда содержимое всех ящиков. Иначе куда вы будете рассортировывать игрушки? Теперь место свободно и можно приступать к уборке. Только не пытайтесь разобрать всё и сразу! От этого качество уборки заметно пострадает: в спешке вы можете забыть, куда и что нужно положить, или оставить в детской много ненужных вещей.

Перед началом сортировки приготовьте три пакета:

  1. Для мусора. Туда складываем все, что вы посчитаете нужным выкинуть: сломанные игрушки, фантики, старые запчасти, остатки еды, использованные раскраски, старые альбомы.
  2. Для лишних игрушек. Сюда определяем игрушки, которые нравились ребенку, но он давно в них не играет. А также примерно одинаковые игрушки, из которых пользоваться достаточно одной (два ксилофона, два мяча, два набора посуды). Они могут полежать в другом месте, отдохнуть, подождать своего часа. Возможно, вы сочтете необходимым отдать что-то из этого другим детям.
  3. Для вещей из других комнат. Складываем в пакет все то, что «прибежало» из других зон вашего жилища, а после уборки проходим с пакетом по комнатам и раскладываем вещи на место.

Подготовка окончена, теперь берем часы или таймер, отмеряем себе 15 минут на разбор и. поехали! Через 15 минут я советую вам сделать паузу. А возможно, вы решите, что продолжите уборку завтра.

Перерыв

Делая перерыв, во-первых, оцените свой труд и похвалите себя!

Во-вторых, доброжелательно расскажите ребенку, какие игрушки у него есть и где они лежат, объясните, что это их место. Неважно, сколько раз вы говорили об этом с ребенком раньше, просто сделайте это еще раз в доброжелательной манере и без нотаций.

В-третьих, «законсервируйте» место уборки. Рекомендую сделать это, даже если вы планируете вернуться сюда через 30 минут. Накройте коробку или положите в нее что-то сверху, чтобы ребенок не высыпал все ее содержимое на пол. Разберитесь с пакетами: мусор выкинуть, вещи из других комнат определить на места, лишние игрушки убрать в кладовку (шкаф, на чердак, под кровать).

Самое трудное

Итак, повторяйте процедуру уборки в течение нескольких дней, пока коробка не станет пустой. Самое трудное в такой уборке — разбирать последнюю четверть. Именно там оказываются все мелкие игрушки, кусочки пазлов, мусор и не поддающийся сортировке хлам.

Спокойствие! Справиться с ним вам поможет следующий прием. Каждый раз, когда вы останавливаетесь в замешательстве, куда же убрать это, задайте себе следующие вопросы:

  • Что это?
  • Для чего это нужно ребенку?
  • Как часто он этим пользуется?
  • Когда играл с этим последний раз?
  • Где это хранится?
  • Сломано ли оно, требует ли ремонта?
  • Может ли ребенок сам убрать это на место?
  • Это вообще нужно?

Такие вопросы помогут вам принять решение: место ли конкретной вещи в детских игрушках, и если да, то где.

Гид The VillageПо коробкам: 7 работающих (и нет) приемов по наведению порядка в детской

Разбираемся с психологом, как приучить ребенка убирать игрушки

Читайте также:  Окно между кухней и столовой — 30 вариантов дизайна

Беспорядок в детской комнате — одна из вечных тем родительских форумов. Каждая семья находит свой способ научить ребенка убирать свои вещи на места. Редакция The Village собрала лайфхаки родителей, которым удалось добиться порядка в доме, и попросила детского психолога Александра Покрышкина прокомментировать разные методы.

Александр Покрышкин

Стратегия 1

Ограничить количество игрушек

Нет порядка — нет нормальной игры. У ребенка есть стеллаж, в котором размещается минимум игрушек: только те, которыми ребенок сейчас играет — и то количество, которое он может убрать сам. Остальные хранятся в кладовке, в ящиках на балконе или другом недоступном ребенку месте. Периодически родители меняют часть игрушек из кладовки с игрушками на стеллаже.

Идея, что количество игрушек должно быть ограничено, мне кажется здравой. К тому же это правило подойдет детям разных возрастов. Чем младше ребенок, тем сложнее ему сконцентрироваться и найти что-то интересное в большом количестве игрушек. Когда вокруг много всего навалено, дети теряются: им сложно придумать какую-то одну игру и начать играть. Они занимаются тем, что постоянно перебирают предметы, которые их окружают.

Главный плюс такого подхода — ребенку легко учиться складывать все игрушки на места. В комнате есть определенное место для игрушек — ящики или стеллаж, ребенок четко знает, как все организовано. Однако в какой-то момент нужно начать договариваться с ребенком. Игрушки малыша легко убрать по своему усмотрению, но ребенок трех-пяти лет уже помнит, что у него есть роботы, машинки, и не хочет их отдавать. Это его игрушки. Важно продумать, как обсудить это с ребенком и договориться.

Да, до определенного возраста.

Стратегия 2

Приучать к уборке с младенчества

Единственный реальный способ поддерживать порядок — собственный пример. Бессмысленно приучать ребенка к порядку, если мамины вещи валяются по всему дому. Маленькие дети только смотрят, накапливают зрительный опыт. Пройдет немало времени, пока ребенок начнет подражать, подключится к процессу и станет помогать, но этот день наступит, если все делать грамотно и ненавязчиво.

Чистоплотности учатся до трех лет. Как только ребенок научился ходить, нужно учить его убирать за собой. Сначала вместе с мамой, потом самостоятельно складывать вещи, относить все на свои места. После игры нужно сразу все убрать, по ходу дела дружелюбно объяснив, почему. Прежде чем достать новую игру, надо всегда убирать на место предыдущую.

Соглашусь, что это важно. Если родители хотят, чтобы ребенок поддерживал порядок в своей комнате, и для них это важный момент, то, конечно, не стоит ждать, что это вырастет само. Это правило, которому ребенок учится, привычка, которую мы должны помогать ему осваивать. Другое дело, что ребенок до трех лет не всегда может полноценно выполнить задачу и отнести все игрушки на свои места. Это нужно иметь в виду, потому что здесь легко перейти грань между вовлечением ребенка в уборку и строгостью — идеей того, что это обязанность ребенка. Это не так. Родитель должен учитывать возраст маленького ребенка и понимать, может ли он справиться с этой задачей. Я уверен, что если ребенок младше трех лет высыпал на пол кучу игрушек, ему очень сложно навести порядок: он устанет раньше, чем кончатся разбросанные игрушки. Поэтому, конечно, детям в этом нужна помощь.

До трех лет сомнительно.

Стратегия 3

Считать до 20 и удивляться

Мама закрывает глаза и считает до 20; за это время ребенок должен навести в комнате идеальный порядок. Мама с закрытыми глазами заходит в детскую, открывает глаза и искренне восхищается: «Какой порядок! Какой у меня взрослый ребенок! Все может делать сам!» В результате ребенок очень горд собой.

Это здорово работает для того, чтобы познакомить детей с уборкой, заинтересовать или дополнительно мотивировать. Важно заметить, насколько это приятно вашему ребенку. Кто-то будет играть так каждый день — это действительно хорошая игра, которая вовлекает удивляться: куда же делись все игрушки, как так?

Мне кажется, что для многих ребят это может быть гораздо более приятным и легким способом начать убирать за собой игрушки, чем строгий педагогический голос «воспитателя» в плохом смысле: «Ну-ка быстро все собрал!» Но каждый раз это вряд ли будет срабатывать. Уборка проходит каждый день — ну сколько можно удивляться? В какой-то момент это может всем надоесть, и тогда здорово, чтобы у вас были еще правила и способы вовлечь ребенка.

Время от времени.

Стратегия 4

«Соберу и выброшу»

У ребенка свое понимание о ценных и дорогих вещах: это могут быть коробки, проволока, старые батарейки, лампочки, разобранные часы и радио. За день до уборки в детской нужно предупредить ребенка, что лучше самому убрать все «важное», иначе мама выбросит лишнее на свое усмотрение. В день уборки — жестко отправляем в мусорное ведро все, что не убрано. Угрозу нужно обязательно выполнять. Если ребенок поймет, что маме жалко вещи, вариант «соберу и выброшу» перестанет работать.

Это привычный и многим знакомый с детства метод, который действительно может давать результаты в короткую перспективу. Действуя тактически, мы можем пригрозить ребенку выбросить все игрушки: ребенок нам верит, и для него это всерьез. Исполнение угрозы многих пугает, и дети действительно начинают убирать игрушки. Но цена вопроса здесь — стресс ребенка. В этот момент ребенок сталкивается с непредсказуемостью собственных родителей. Даже если мама или папа стремятся действовать последовательно, все равно каждый день люди игрушки не выбрасывают. И очень сложно придумать четкий критерий, в каком именно случае эти игрушки отправляются в мусорное ведро. Ребенку непонятно, выбросят игрушки или нет, степень неопределенности возрастает. В итоге дети переживают эмоциональное напряжение, которое никак нельзя назвать полезным.

Несмотря на то что мы привыкли к этому методу и он действительно как бы работает, это большие риски. Это вредный метод, который я как психолог не могу рекомендовать: есть риск, что для ребенка это будет иметь более серьезные последствия.

Нет, и стратегия крайне опасная для детской психики.

Стратегия 5

Объяснить сказкой

Все, что ребенку непонятно или что он пытается всем своим естеством отрицать, необходимо объяснять в игровой форме. В ответ на просьбы убрать игрушки и навести порядок ребенок делал вид, что не слышит. Можно рассказывать сказки, как важно, чтобы вещи имели свое место и были в порядке: если в комнате беспорядок, все игрушки убегают. Или читать вместе с ребенком книжки — например, про гнома Чистюлю, который забирает неубранные игрушки и уносит на Луну, откуда их очень трудно вызволить.

Часто детям не хватает своего собственного абстрактного мышления, чтобы понять, как беспорядок мешает другим людям и в чем плюсы того, что игрушки стоят на своих местах. В этих ситуациях хорошо, если вы будете использовать язык, максимально близкий ребенку по возрасту — подбирать простые слова и объяснять еще проще: «мне неудобно», «так мне мешает» вместо более абстрактных формулировок типа «вещи разбрасывают грязнули». Рассказывать сказки и читать книжки, посвященные этому, — замечательно. Это способ сэкономить время и нервы: не ругаться по поводу порядка, а сделать так, чтобы всем было удобно.

Стратегия 6

Дать свободу творческому беспорядку

Детская комната — это место для креативного бардака. Там всегда что-то построено, навалено и расставлено для игры. Для дошкольников игрушки — их мир и уют. Зачем его рушить каждый день из-за пресловутого «приучения к порядку»? Это примерно то же самое, что заставлять взрослого каждый вечер все горшки с цветами убирать в один угол, всю мебель — в другой, картины — в третий. А с утра — разрешать распределять все обратно. В гостиной и даже комнате родителей игрушки лежат и никому не мешают. Почему к ним надо относиться как к разбросанному мусору или грязным носкам?

Мнение психолога: Разрешать ли ребенку жить в творческом беспорядке, зависит от того, будет ли комфортно так жить родителям. Опять же, это может быть небезопасно для самого ребенка и для других членов семьи: на игрушки, лежащие на полу, можно наступить — и получить травму или просто сломать их.

Семья должна найти ответ на вопрос, как жизнь в творческом беспорядке будет организована: если игрушка долго лежит на полу, в доме копится пыль, то все-таки в какой момент игрушку надо убрать? Если ответ есть, творческий беспорядок, конечно, возможен. Но если мы его разрешаем, а потом чувствуем, что нам так некомфортно, это повод искать другие правила.

Минимализм в детской: 3 вопроса, которые стоит себе задать перед покупкой новой игрушки

Каждый, кто хоть раз наступал в темноте на деталь лего или падал пребольно, поскользнувшись на неубранной машинке или брошенном пупсе, знает это сильное желание — взять все игрушки и выбросить немедленно к чертовой матери!

Игрушек у современных детей действительно много, часто больше, чем нужно (и иногда так много, что это переходит все пределы разумного).

Потребительская лихорадка не обошла и родителей, и мы сегодня гораздо проще решаемся на покупку новой игрушки чем поколения родителей до нас.

И платим за это двойную цену: лишние игрушки не только быстро захламляют пространство, но и быстро перестают выполнять свою главную роль – когда игрушек слишком много, ценность и интересность каждой из них сводится к минимуму.

Ребенку игрушка быстро надоедает, и он требует новую, так как его собственная фантазия при избытке раздражителей перестает работать.

КАК НАВЕСТИ ПОРЯДОК В ДЕТСКОЙ

На самом деле, дети гораздо проще и быстрее принимают концепцию минимализма, чем взрослые – так утверждает Cary Fortin, автор книги «Новый минимализм: как навести порядок в доме и в жизни»

У детей очень живая фантазия и на самом деле они очень быстро принимают новые правила игры. Не стоит думать что если из 100 игрушек у ребенка останется 10, он будет грустным и несчастным – его фантазии хватит на то, чтобы из оставшихся игрушек построить целый мир!

Но даже если вы пока не готовы отбирать игрушки у своего ребенка, то начните с малого: научитесь фильтровать лишние покупки в детском магазине, задавая себе правильные вопросы.

Итак, как перестать захламлять жизнь ребенка лишними вещами и навести порядок в детской раз и навсегда? Если вы держите игрушку в магазине, то прежде чем ее купить задайте себе следующие вопросы:

КАК ДОЛГО ОНА ПРОДЕРЖИТСЯ?

Лучше всего, если ответ будет «этой игрушкой поиграют еще мои внуки!» Если вы держите в руках игрушку из натуральных материалов (дерева или текстиля) или качественного пищевого силикона, то такая игрушка может претендовать на место в вашем доме.

Читайте также:  Пять деталей потрясающей спальни: №5 — уголок вдохновения

Все, что выдерживает тискание, кидание, валяние, попрыгушки, эксперименты вроде «мама, я утопил ее в ванной» и другие непосильные нагрузки – это однозначный победитель в рейтинге игрушек. Пластиковые игрушки с деталями, которые быстро ломаются и впиваются вам потом из дивана в мягкие части тела, лучше оставить в магазине, они никого не сделают счастливее.

НРАВИТСЯ ЛИ ЭТА ИГРУШКА… МНЕ?

Мой ребенок – член моей семьи, а не наоборот, и я никогда не покупаю то, что может вызывать раздражение у меня или мужа, или просто то, что мне не нравится. Пищащие и мигающие игрушки, электронные инструменты и поющие животное – в общем все, от чего у родителей начинает раскалываться голова, — пусть остаются в магазине.

Психолог объясняет, что такие игрушки не только мешают родителям, но и не дают работать детской фантазии. Одно дело – машинка, которая бибикает, урчит и мигает всеми цветами радуги, и другое – автомобиль, за который звуки издает сам ребенок.

Простые игрушки заставляют ребенка их «оживлять», помогая формированию нейронных связей в детском мозге.

ИГРА С ОТКРЫТЫМ СЦЕНАРИЕМ

Еще один важный критерий выбора игрушки – дает ли она возможность ребенку придумывать с ней самые разные сценарии.

Например, две куклы: одна в пришитой к мягкому телу пижаме, ртом под соску и глазами, которые закрываются когда кукла в горизонтальном положении, и вторая – обычная кукла с нейтральным выражением лица.

Первая игрушка изначально задает сценарий игры, и сильно ограничивает фантазию ребенка, тогда как вторая может быть героем какой угодно истории. Примеры игрушек с открытым сценарием: кубики, конструкторы из пазлов (лего), пластилин и все, во что ребенок играет на улице, от песка до шишек и веточек.

СТОИТ ЛИ ИГРА СВЕЧ?

И в своей семейной жизни, и в профессиональной, я давно пришла к выводу: отсутствие какой-то вещи в вашем доме почти никогда не означает нехватку чего-то важного, но всегда означает выигрыш в свободном пространстве.

Когда вы покупаете новую игрушку, вы должны понимать, что с ее появлением в вашем доме станет меньше места – это медицинский факт. И тут нужно честно задать себе вопрос: а стоит ли игра свеч?

Свободное место можно использовать для игр и семейных развлечений, и часто такое место куда более ценно, чем новая игрушка (ну или игрушкИ, которые множатся и постепенно захватывают всю квартиру).

ПРИВЫЧКА К МИНИМАЛИЗМУ

Мы часто забываем о том, что ни одна игрушка не заменит ребенку внимание родителей и общения с вами, а когда мама рядом играть можно во что угодно, от дуршлага до диванных подушек.

Тонны игрушек, как и множество лишних вещей во взрослой жизни, не сделают ребенка счастливее, обладание вещами не заменит живых чувств и эмоций – и это, по мнению психолога, самый главный урок, который дети должны выучить в семье.

Минимализм в игрушках помогает развивать фантазию ребенка и не ограничивает его способность придумывать целые миры, в которых одни и те же предметы наделяются самыми разными ролями.

И, вопреки устоявшемуся мнению, ребенок, привыкший включать фантазию для игры, намного меньше нуждается во внешней стимуляции (в участии родителей, например) и спокойно играет сам, не мешая маме заниматься своими делами.

Где и как хранить игрушки в детской: 5 шагов к идеальному порядку

Главная / Советы и идеи / Хранение / Где и как хранить игрушки в детской: 5 шагов к идеальному порядку

Саша Морро Mon, 05 Aug 2019 14:00:53 +0300

Если вы давно мечтали раз и навсегда навести порядок в детской, сейчас самое время этим заняться. Разбирать завалы игрушек предлагаем не хаотично, а следуя простому, но эффективному плану: пять последовательных шагов плюс наши рекомендации — и в детской комнате наконец будет полный порядок.

Шаг первый: избавьтесь от лишнего

С этого пункта начинается любая генеральная уборка, а в контексте детской комнаты он особенно актуален — особенно если игрушек у вашего ребёнка много (а так бывает почти всегда). Проводить ревизию лучше самостоятельно, поскольку с игрушками, даже объективно ненужными, дети расстаются очень неохотно.

Итак, какие же игрушки однозначно подлежат удалению из детской комнаты?

  • Сломанные, повреждённые и уже точно не подлежащие восстановлению. Сюда же можно отнести мозаику с утерянными пазлами, конструкторы с недостающими деталями и прочие неполноценные комплекты.
  • Те, из которых ребёнок «вырос». Это не относится к любимой мягкой игрушке, если таковая имеется, но если ваше чадо собирается в первый класс, а в детской до сих пор хранятся пупсы, кубики и пирамидки, от них определённо стоит избавиться.
  • Те, в которые ребёнок не играет и, скорее всего, не собирается. Выкидывать или отдавать кому-то такие игрушки сразу, конечно, не стоит: лучше на несколько месяцев спрятать их подальше и посмотреть, вспомнит про них ребёнок или нет.

Шаг второй: сгруппируйте оставшееся

После того как вы проредили игрушки, лучше разделить их на несколько групп. Первая — любимые, те, с которыми ребёнок играет каждый или почти каждый день. Как правило, это самая немногочисленная категория, поэтому найти для любимых игрушек место под рукой не составит труда.

Важны два принципа: ребёнку должно быть удобно доставать и ставить их на место и он (а в идеале — и все члены семьи) должен точно знать, где они лежат.

Вторая категория — игрушки, в которые ребёнок играет реже. Это могут быть домики для кукол, конструкторы, мини-кухни или игрушки, которые малыш предпочитает использовать в компании друзей. Их уже можно убрать подальше: например в шкаф, ящик или на полки. При этом ребёнок также должен иметь к ним доступ и знать, где их можно найти. Для этого избегайте глубоких ёмкостей, в которых игрушки свалены огромной кучей: лучше, если полки будут неглубокими, чтобы игрушки стояли в один или два ряда. То же самое с корзинами и ящиками: пусть их будет больше, но сами они будут меньше. Для упрощения поисков закрытые ёмкости можно снабдить надписями или фотографиями того, что в них хранится.

Анна Чеверёва, дизайнер:

— Детская комната — это целый маленький мир для ребёнка. Конечно, она должна быть красивой и интересно оформленной, но также и функциональной, с предусмотренными местами хранения всевозможного детского счастья: игрушек, книжек и прочих сокровищ. Хранить книги, игры, крупные игрушки и конструкторы лучше всего в стеллажах. Для большего удобства нижние отсеки можно сделать выше, чем верхние.

Наконец, третья группа игрушек — те, игра в которые требует участия взрослого человека. Сюда относятся как потенциально опасные для детей предметы (например конструкторы с мелкими деталями, которые маленький ребёнок может проглотить), так и те, которые используются для совместных игр (игрушечные аптечки, еда, наборы в стиле «дочки-матери» и так далее).

Поскольку здесь речь идёт уже о безопасности, хранить такие игрушки лучше всего повыше — там, где ребёнок точно не сможет их достать.

Шаг третий: позаботьтесь об удобстве

После того как неактуальные игрушки убраны или отданы, а оставшиеся рассортированы по категориям, самое время позаботиться о том, как разложить их так, чтобы было удобно ребёнку. Здесь вам помогут следующие правила.

  • Для детей существует только то, что они видят, поэтому убедитесь, что ваш малыш может легко найти желаемые игрушки — в противном случае те из них, что покоятся на дне дальних ящиков, очень скоро перейдут в раздел неактуальных.
  • Детям тяжело фокусироваться сразу на нескольких предметах, поэтому обязательно рассортируйте игрушки не только по частоте употребления, но и по типу. Пусть все машинки лежат в одном месте, мягкие игрушки — в другом, а развивающие игры — в третьем.
  • Избегайте сложных конструкций: если вы хотите использовать в детской мебель-трансформер или хитрый подиум, убедитесь, что ребёнок сможет без труда с ними справляться. В целом же лучше использовать простые системы хранения: ящики, полки, корзины и т. д.
  • Сенсорное восприятие играет важную роль в детском развитии, поэтому не бойтесь использовать яркие цвета в качестве визуальных маркеров, а также натуральные, приятные на ощупь материалы, такие как дерево.

Конструктивный подход к вопросам хранения игрушек в детской комнате

Порядок не там, где убирают, а там, где не сорят. Но есть одно место, где эта народная мудрость не действует: детская комната с игрушками. Их можно убирать, можно не убирать, но заставить малыша «не сорить», то есть не играться, реально, разве что, только когда он станет взрослым (хотя тогда у него появятся другие игры и игрушки). Но это дело будущего, а сейчас рассмотрим варианты решения насущной проблемы, то есть упорядочивания игрушек в детской.

Шесть принципов хранения детского богатства

На самом деле, навести порядок в детской — дело нехитрое. Важно только разработать правильный алгоритм уборки. Но начать стоит с определения основных принципов организации игрушек в детской.

Порядок с первых дней

Рождение малыша дарит счастливым родителям радостные хлопоты, связанные с выбором кофточек, ползунков, шапочек, а также кроватки, пеленального столика и т. д. Перечень можно продолжать до бесконечности, но в нём всё равно не будет места органайзеру для игрушек: зачем, ведь кроха ещё совсем маленький. Это большой просчёт родителей: уже в 2–3 месяца у малыша появятся первые погремушки, пищалки, трещотки, которые нужно где-то хранить. И здесь не обойтись без открытых пластиковых корзин: всегда видно, что внутри, удобно переносить. Небольшое количество игрушек пока что позволяет не думать о крышках для ёмкостей — пылиться они не успевают.

В первые месяцы контейнеры могут быть открытыми, затем игрушек становится много и, чтобы они не пылились, хранилища должны закрываться

Продумываем мебель

Оформляя комнату или угол в комнате для малыша, стоит сразу спроектировать варианты хранения детского богатства. Это могут быть выдвижные ящики под кроватью, корзины или контейнеры под столом. Из личного опыта могу сказать, что обязательно нужно выделить место в книжном шкафу или на открытом стеллаже для хранения книг и канцтоваров. Этот момент в своё время я упустила и поплатилась тем, что книги были и на кровати, и на полу, и в других комнатах, отчего сильно потрепались.

Мебель нужно продумать заранее, чтобы не оказалось, что игрушкам нет там места

Систематизируем

Пожалуй, это самая непростая задача, так как подходов к систематизации может быть несколько. Первый: убрать всё то, чем малыш не играется сейчас, оставив только актуальные игрушки. Плюс в том, что игрушек останется немного, и особого дискомфорта их присутствие в комнате не доставит. Кроме того, малыш не будет постоянно находиться в поиске того, что ему сейчас нужно, но затерялось в груде менее любимых в данный момент игрушек. Минусы: приоритеты у детей меняются очень часто, иногда несколько раз в день, поэтому вам придётся то и дело обращаться в «главное хранилище» и доставать то, что попросит малыш. К слову, в этом самом главном хранилище тоже неплохо было бы навести порядок. Ещё один существенный недостаток такой систематизации — мелкие и крупные игрушки, пазлы, конструкторы нуждаются в сортировке, так что без упорядочивания по более точному принципу, чем актуальность, не обойтись.

Читайте также:  Колдовские чары: Mary McDonald — мастер смелых решений и стилевых акцентов

Наиболее рациональный подход к систематизации заключается в распределении игрушек по категориям:

  • мягкие игрушки;
  • конструкторы;
  • кубики;
  • пазлы (можно объединить с настольными играми);
  • наборы для творчества (альбомы, краски, карандаши, книжки-раскраски и пр.);
  • куклы;
  • машинки;
  • спортивный инвентарь (мячи, скакалки);
  • игрушки на управлении (рядом неплохо было бы выделить место для запасных батареек);
  • оружие (можно объединить с солдатиками);
  • мелкие игрушки (такие как в киндер-сюрпризе);
  • музыкальные игрушки (музыкальные инструменты, шарманки, поющие шкатулки и пр.).

Малыш должен знать, где какая игрушка у него живёт

Обеспечиваем эргономичность

Иными словами, малышу должно быть удобно доставать и убирать игрушки. Поэтому места хранения должны быть на уровне роста ребёнка. Исключения составляют только те варианты, до которых ваше чадо либо ещё не доросло, либо из которых уже выросло (а вам всё это жалко отдать или выбросить).

Дети должны иметь доступ ко всем своим игрушкам

Рационально используем пространство

Малыши с большим воодушевлением реагируют на пополнение игрушечного багажа, а вот расстаются с игрушками очень тяжело. Это приводит к тому, что к 7–9 годам ребята превращаются в гоголевскую Коробочку, которая всё собирает, но ничего не выбрасывает. Поэтому очень важно использовать все (!) возможные и невозможные места для хранения игрушек.

Это интересно. Большой мешок для игрушек — это второй по отсутствию рациональности вариант хранения (первый — это просто распределить все игрушки по углам комнаты). Так вот: в большом мешке игрушки долго задерживаться не будут — каждый раз озадачиваясь поиском чего-то важного, маленький Шерлок Холмс будет доставать всё содержимое. В любом случае результат будет один: игрушки снова окажутся на полу.

Заботимся о безопасности

Как уже отмечалось, места хранения игрушек, которыми малыш играет в данный момент, должны быть доступны и безопасны для него. То есть ящики плавно задвигаться, дверцы шкафов плотно закрываться, а навесные кармашки крепко крепиться к стене. Безопасность важна и в отношении игрушек. Они должны быть:

  • без острых углов и мелких деталей;
  • покрашены безопасными для здоровья красками;
  • чистыми (так, к примеру, мягкие игрушки, которые следует давать ребёнку не раньше 2–3 лет, должны регулярно стираться и тщательно высушиваться, чтобы в шерсти не появилась плесень).

Игрушки должны быть безопасными для ребёнка

Возраст и виды пространства под игрушки

Выбор вариантов хранения игрушек зависит не только от площади, выделенной ребёнку для игр, но и от возраста малыша.

  • до 1–1,5 лет игрушки малыш будет получать из маминых рук, поэтому, во-первых, достаточно будет одного контейнера, а во-вторых, по большому счёту неважно, куда мама с папой его поставят;
  • с 2 до 5 лет игрушечные активы малышей растут с геометрической прогрессий, так что и для решения задачи организации хранения придётся воспользоваться специальной математической формулой: 2/3 убрать, а треть оставить (через 3–4 недели поменять 1/3 на «новую»);
  • с 5 до 10 лет расширяется количество видов игрушек, используемых ребёнком (кукольные домики, автотреки, железные дороги и пр.), а значит нужно выделять больше пространства под них;
  • после 10 лет, когда у малыша состав игрушек усложняется, места для хранения должны быть с ребёнком согласованы, более того, он сам (!) способен систематизировать их (взрослый может лишь помочь определить категорию контейнера).

Видео: опыт организации игрушек в детской

Варианты систем хранения

Обеспечению эргономичности и систематизации способствует распределение категорий игрушек по системам хранения. Рассмотрим варианты этих систем.

Мебель

Если мебель для комнаты малыша изготавливается на заказ, то места для игрушек продумать проще. Но и в случае когда шкаф, стол и пр. выбираются в магазине, стоит обратить внимание на ряд важных нюансов:

  • очень удобны выдвижные ящики под кроваткой (в них можно хранить крупные машины, куклы, а также нужный в летний сезон набор игрушек для песочницы); Выдвижные ящики должны быть разделены на несколько зон под разные категории игрушек
  • кровать-чердак, или объединение кроватки, шкафа, стола, шкафа и стеллажей в один комплекс с лестницей, ступеньки которой — скрытые выдвижные ящики; Кровать-чердак помогает организовать игрушки так, чтобы всё всегда было под рукой
  • стол с ярусами полочек (отлично подходит для малышей старшего дошкольного возраста и для младших школьников, так как они будут окружены любимыми конструкторами, мягкими игрушками и пр. даже во время выполнения домашнего задания);
  • пространства под столом должно быть достаточно для хранения пластиковых контейнеров, в которые складываются конструкторы, кубики;
  • в ящиках шкафа (комода) удобно хранить кукол, роботов, мягкие игрушки; Ящики комода нужно обязательно промаркировать, чтобы малыш знал, что где лежит
  • открытые полки, конечно, предназначены для книг, но, учитывая, что у малышей библиотека накапливается постепенно, на полках наверняка найдётся место для канцтоваров, коллекций небольших кукол или машинок;
  • модули-соты — компактный вариант размещения игрушек в небольшом пространстве комнаты; Модули-соты сначала помогают систематизировать игрушки, а затем школьные принадлежности, книги
  • необычным местом для хранения игрушек являются боковины полок, торцы комода или шкафа, внутренние части двери в комнату — на них можно приспособить карманы-органайзеры, в которых обоснуются карандаши, фломастеры, небольшие мягкие игрушки. Кармашки с игрушками и важными мелочами можно повесить на двери, торцы шкафов

Это интересно. Специально под игрушки можно приобрести пластиковый комод или стеллаж из дерева. Что касается последнего, то пока малыш невысокого роста, стеллаж может располагаться горизонтально, чтобы ребёнок имел доступ ко всем игрушкам. Когда кроха подрастёт, стеллаж переставляется вертикально.

Контейнеры, корзины, мешки, коробки и … вёдра

Начнём с коробок. Это стандартный вариант хранения детского богатства. При этом сказать, что самый непрактичный — ничего не сказать. Сужу по личному опыту: во-первых, если сложить всё в одну коробку, то каждый раз, озаботившись поиском нужной вещи, малыш будет высыпать всё содержимое коробки — беспорядок оказывается перманентным. Во-вторых, если распределить игрушки по категориям и, соответственно, по отдельным коробкам, окажется, что свободного пространства остаётся всё меньше и меньше — всё занимают коробы. И в-третьих, дети очень любят придумывать новые функции для окружающих вещей, и гарантии, что из коробки не будет сделан «стул», который сломается только при одной только попытке сесть на него, нет.

Вывод такой: в комнате должно быть не больше одной коробки. В ней может храниться спортивный инвентарь или только мячи.

Контейнеры с крышками — незаменимая тара для игрушек (конструкторов, машинок, оружия, пазлы и пр.). Крышка защищает от пыли, поверхность контейнера позволяет мыть его при первой же необходимости, например, если тару взялись открывать руки, выпачканные в шоколаде.

Контейнеры считаются самым удобным способом хранения игрушек

Мешки для игрушек обычно представляют собой сетку или тонкую ткань, натянутую на каркас соединённых между собой трёх (четырёх — в зависимости от высоты корзины) кругов из толстой проволоки. Практичность этого хранилища очень неоднозначна: с одной стороны, мешки не занимают много места, организуя игрушки вверх, а не вширь. Однако с другой, сетка или ткань в качестве основы — очень непрочный материал для такого содержимого.

За три года у моего ребёнка было три мешка, и каждого хватило на полгода: машинка зацепила ткань — дырка, маленьким пальчикам очень нравилось цеплять ячейки сетки — дырки множились до тех пор, пока мешок не превратился в дуршлаг. Последний попал к нам в период освоения ножниц, так что ткань очень неудачно стала «подопытным материалом».

Мешки могут быть тканевыми или сеточными

Плетёные корзины как вариант контейнера смотрятся, безусловно, более стильно, но на самом деле не могут считаться полностью безопасными (изделие рассыхается, прутья выбиваются из плетения и пр.).

Вёдра по удобству использования вряд ли можно назвать такими же функциональными, как контейнеры. Но по оригинальности такого места хранения игрушек сравнить их, в общем-то, и не с чем. Вёдра лучше выбирать с готовым рисунком. Родителям нужно обязательно приклеить на скотч название категории игрушек («куклы», «спортивные игрушки» и пр.).

Разноцветные вёдра смотрятся очень оригинальным вариантом хранения игрушек

Важные вопросы маркировки

Все тары с игрушками должны быть маркированы. Пока малыш не научился читать, это могут быть тематические картинки (кукла для контейнера с куклами, машинки для тары с машинками и т. д.). Начиная с 5–6 лет (а если малыш научился читать до этого возраста, то раньше), стоит переходить на таблички с надписями: «Куклы», «Пазлы» и пр.

Органайзеры

Видов такого рода хранилищ под игрушки существует огромное количество. Среди фабричных вариантов особо популярны:

  • навесные карманы (например, для хранения кисточек, карандашей, фломастеров и пр.) на крючках;
  • магнитные планки для хранения железных машинок; Магнитные планки не только эстетичный вариант хранения машинок, но и очень практичный: ни одна модель не потеряется
  • тканевые органайзеры (к примеру, для кукол);
  • крючки с подвесными корзинками под резиновые игрушки для купания. Органайзер под резиновые игрушки помогает содержать их в чистоте

Идеи handmade хранилищ для игрушек

Самыми востребованными на сегодняшний день являются органайзеры для игрушек, сделанные своими руками, или используемые не по своему прямому назначению. Примером последнего могут быть банки из-под майонеза для карандашей и ручек, а также под мелкие игрушки, например, мозаику или игрушки из киндер-сюрприза.

Ящик из картона с тканевой обшивкой

В качестве основы лучше брать ящики с выемками по бокам, тогда малыш сможет переносить свои сокровища с места на место.

Такая коробка отлично подойдёт для хранения спортивного инвентаря

  • коробка из плотного картона;
  • цветная бумага для упаковки подарков;
  • клей ПВА;
  • широкий скотч;
  • сантиметровая лента;
  • украшения (звёздочки из цветной бумаги, объёмные бумажные цветы и пр.).
  1. Отрезаем верхние крышки коробки.
  2. Если есть необходимость, делаем по бокам прорези, чтобы малыш смог носить ящик по комнате.
  3. Размечаем листы упаковочной бумаги: каждый лист для обклеивания должен быть такой же ширины, как и ширина коробки.
  4. Намазываем листы и стены клеем, прикладываем полоску на обмазанную клеем стену, проглаживаем мягкой тряпочкой.
  5. Вместе с малышом украшаем коробку по своему вкусу.

Ссылка на основную публикацию