Как навести порядок в детских игрушках: часть 1 — семь умных помощников

Минимализм в детской: 3 вопроса, которые стоит себе задать перед покупкой новой игрушки

Каждый, кто хоть раз наступал в темноте на деталь лего или падал пребольно, поскользнувшись на неубранной машинке или брошенном пупсе, знает это сильное желание — взять все игрушки и выбросить немедленно к чертовой матери!

Игрушек у современных детей действительно много, часто больше, чем нужно (и иногда так много, что это переходит все пределы разумного).

Потребительская лихорадка не обошла и родителей, и мы сегодня гораздо проще решаемся на покупку новой игрушки чем поколения родителей до нас.

И платим за это двойную цену: лишние игрушки не только быстро захламляют пространство, но и быстро перестают выполнять свою главную роль – когда игрушек слишком много, ценность и интересность каждой из них сводится к минимуму.

Ребенку игрушка быстро надоедает, и он требует новую, так как его собственная фантазия при избытке раздражителей перестает работать.

КАК НАВЕСТИ ПОРЯДОК В ДЕТСКОЙ

На самом деле, дети гораздо проще и быстрее принимают концепцию минимализма, чем взрослые – так утверждает Cary Fortin, автор книги «Новый минимализм: как навести порядок в доме и в жизни»

У детей очень живая фантазия и на самом деле они очень быстро принимают новые правила игры. Не стоит думать что если из 100 игрушек у ребенка останется 10, он будет грустным и несчастным – его фантазии хватит на то, чтобы из оставшихся игрушек построить целый мир!

Но даже если вы пока не готовы отбирать игрушки у своего ребенка, то начните с малого: научитесь фильтровать лишние покупки в детском магазине, задавая себе правильные вопросы.

Итак, как перестать захламлять жизнь ребенка лишними вещами и навести порядок в детской раз и навсегда? Если вы держите игрушку в магазине, то прежде чем ее купить задайте себе следующие вопросы:

КАК ДОЛГО ОНА ПРОДЕРЖИТСЯ?

Лучше всего, если ответ будет «этой игрушкой поиграют еще мои внуки!» Если вы держите в руках игрушку из натуральных материалов (дерева или текстиля) или качественного пищевого силикона, то такая игрушка может претендовать на место в вашем доме.

Все, что выдерживает тискание, кидание, валяние, попрыгушки, эксперименты вроде «мама, я утопил ее в ванной» и другие непосильные нагрузки – это однозначный победитель в рейтинге игрушек. Пластиковые игрушки с деталями, которые быстро ломаются и впиваются вам потом из дивана в мягкие части тела, лучше оставить в магазине, они никого не сделают счастливее.

НРАВИТСЯ ЛИ ЭТА ИГРУШКА… МНЕ?

Мой ребенок – член моей семьи, а не наоборот, и я никогда не покупаю то, что может вызывать раздражение у меня или мужа, или просто то, что мне не нравится. Пищащие и мигающие игрушки, электронные инструменты и поющие животное – в общем все, от чего у родителей начинает раскалываться голова, — пусть остаются в магазине.

Психолог объясняет, что такие игрушки не только мешают родителям, но и не дают работать детской фантазии. Одно дело – машинка, которая бибикает, урчит и мигает всеми цветами радуги, и другое – автомобиль, за который звуки издает сам ребенок.

Простые игрушки заставляют ребенка их «оживлять», помогая формированию нейронных связей в детском мозге.

ИГРА С ОТКРЫТЫМ СЦЕНАРИЕМ

Еще один важный критерий выбора игрушки – дает ли она возможность ребенку придумывать с ней самые разные сценарии.

Например, две куклы: одна в пришитой к мягкому телу пижаме, ртом под соску и глазами, которые закрываются когда кукла в горизонтальном положении, и вторая – обычная кукла с нейтральным выражением лица.

Первая игрушка изначально задает сценарий игры, и сильно ограничивает фантазию ребенка, тогда как вторая может быть героем какой угодно истории. Примеры игрушек с открытым сценарием: кубики, конструкторы из пазлов (лего), пластилин и все, во что ребенок играет на улице, от песка до шишек и веточек.

СТОИТ ЛИ ИГРА СВЕЧ?

И в своей семейной жизни, и в профессиональной, я давно пришла к выводу: отсутствие какой-то вещи в вашем доме почти никогда не означает нехватку чего-то важного, но всегда означает выигрыш в свободном пространстве.

Когда вы покупаете новую игрушку, вы должны понимать, что с ее появлением в вашем доме станет меньше места – это медицинский факт. И тут нужно честно задать себе вопрос: а стоит ли игра свеч?

Свободное место можно использовать для игр и семейных развлечений, и часто такое место куда более ценно, чем новая игрушка (ну или игрушкИ, которые множатся и постепенно захватывают всю квартиру).

ПРИВЫЧКА К МИНИМАЛИЗМУ

Мы часто забываем о том, что ни одна игрушка не заменит ребенку внимание родителей и общения с вами, а когда мама рядом играть можно во что угодно, от дуршлага до диванных подушек.

Тонны игрушек, как и множество лишних вещей во взрослой жизни, не сделают ребенка счастливее, обладание вещами не заменит живых чувств и эмоций – и это, по мнению психолога, самый главный урок, который дети должны выучить в семье.

Минимализм в игрушках помогает развивать фантазию ребенка и не ограничивает его способность придумывать целые миры, в которых одни и те же предметы наделяются самыми разными ролями.

И, вопреки устоявшемуся мнению, ребенок, привыкший включать фантазию для игры, намного меньше нуждается во внешней стимуляции (в участии родителей, например) и спокойно играет сам, не мешая маме заниматься своими делами.

Будет порядок: 35 идей для хранения детских игрушек

Жизнь мамы похожа на день сурка. Каждый день одно и то же. И уборка игрушек… Поэтому правильнее приучать малыша наводить порядок самостоятельно. А чтобы кроха складывал игрушки куда надо, а не куда попало, мы собрали для вашего вдохновения самые разные идеи. Смотрите и создавайте!

Старый чемодан + декупаж = чем не идея для хранения кукол маленькой дочки?

© Instagram @ivashkovao

и игрушек сына

© Instagram @irina_kvetnaya

А в таком ящике для игрушек классно прятаться

© Instagram @nikabesttoys

В корзины из трикотажной пряжи можно складывать самые маленькие игрушки

© Instagram @julini_petelki_
© Instagram @koshkinnndom
© Instagram @es.homes

Находка каждой мамы – стеллажи, с помощью которых в детской комнате становится больше порядка

© Instagram @udiana_bel
© Instagram @darina.mom

Стеллаж в виде домика – это и украшение интерьера, и способ хранить игрушки

© Instagram @woodideas1000, @nikabesttoys

Изобретательные мамы находят способ хранить игрушки в том, что изначально было предназначено для других целей

© Instagram @karkanitsa_family_

Если много игрушек – значит, нужно много ящиков

© Instagram @k_a_t_y_a_lukyanova_

Кажется, кто-то не может найти игрушку.

© Instagram @_splushka

Для хранения игрушек используйте многофункциональные вещи – к примеру, сундучок. На нем можно сидеть. А еще сундучок станет площадкой для игр

© Instagram @razvivashki_good_shop

Сундуки из ДСП с тканевой отделкой – способ сделать детскую комнату ярче и чище

© Instagram @slonikivdomike

Корзины для игрушек – как раз тот случай, когда можно сложить все как попало (дети так обычно и делают), а в комнате все равно будет порядок

© Instagram @uno.ru
© Instagram @soski_butylki

Детям нравятся именные мешки для игрушек. Считайте это их мотивацией к уборке!

© Instagram @kittykidz
© Instagram @paper_shop_ekb

а также именные коробки

© Instagram @nikabesttoys

Выбирая детскую мебель, старайтесь покупать ее с дополнительными полочками для мелочей. К примеру, карандашей, фломастеров и других предметов, которые малыши используют во время рисования

© Instagram @nikabesttoys

Пластиковые коробки для папиных инструментов отлично подходят и для детских конструкторов

© Instagram @mamontenokvl

Конструктор удобно хранить и в таком сундуке с выдвижными ящиками

© Instagram @mystoryhome_shop

Если ваш ребенок – счастливый обладатель вот такой кроватки, ящики могут занять игрушки

© Instagram @mebel_hof

Корзины для хранения игрушек могут быть и такими…

© Instagram @colormaniadecor
© Instagram @colormaniadecor

А эти мини-стеллажи помогут аккуратно хранить любимые книжки

© Instagram @kroha_chekhov, @nikabesttoys

С таким «гаражом» весь автопарк будет на виду и в порядке

© Instagram @aristokrat_workshop

Эти разноцветные ящики может сделать папа

© Instagram @mystoryhome_shop
© Instagram @mystoryhome_shop

А как вы храните детские игрушки?

Порядок в детской: 3 секрета хранения игрушек и идеальный способ уборки

Дети смогут сами убирать игрушки, если…

Пять лет назад, разбирая игрушки годовалого сына, я впервые задумалась о том, что они размножаются с невероятной скоростью: вот уже вместо одной корзины нам понадобилась еще и полка. А потом и еще один ящик. Так как сын был довольно мал, я сама убирала каждый день все по местам. Но чем старше он становился, тем меньше порядка было в доме.

Игрушки переселились во все комнаты, и трудно было пройти по дому, не спотыкаясь о кубики и машинки. Среди раскиданных игрушек мой сын все реже мог найти себе занятие, и казалось, что любая купленная вещь ему интересна от силы три дня после приобретения, а потом всё — в кучу. А когда родилась дочь, я решила: хватит! Пора что-то менять, так больше продолжаться не может!

Читайте также:  Кухня в классическом стиле: планировка, детали, материалы, дизайнерские проекты

В результате сейчас мои дети легко могут сами поддерживать порядок в детской. Без предупреждений и напоминаний убирают на место машинки, книги, пазлы и прочее «добро».

После того как я справилась с проблемой поддержания порядка на детской территории, я поняла, что часто такие проблемы как «нечем заняться», «скучно», «не хочу убирать» — вовсе не вредности. Это отчаяние от невозможности справиться с хаосом.

Итак, я предлагаю вам организовать пространство в детской так, чтобы ваши дети всегда могли найти себе занятие и сумели без помощи взрослых справиться с последствиями своей деятельности.

Секрет № 1: уменьшить количество игрушек

Чем больше игрушек в детской, тем чаще дети жалуются, что им «не во что поиграть». Они просто не могут выбрать себе занятие и часто вываливают содержимое всех ящиков на пол.

Что делать? Убрать с глаз то, во что ребенок играет редко или не играет вовсе! Выкинуть хлам и перестать его покупать.

Секрет № 2: разделить игрушки по категориям и рассортировать в ящики

Дети не могут играть в игрушки, когда они хранятся в одной большой куче. Конечно, убирать их туда удобно. Но почему все снова оказывается на полу? Ответ простой: ребенок (или вы сами!) перерывает всё, чтобы найти нужную вещь (две одинаковые машинки, кольца от пирамидки или кубики).

Что делать? Рассортировать игрушки и убрать в небольшие ящики или коробки. Согласитесь: невозможно убрать на место то, у чего нет места!

Например, у нас дома есть ящики для следующих категорий игрушек:

  • крупный конструктор;
  • LEGO;
  • мелкий конструктор;
  • очень мелкий конструктор старшего сына;
  • машинки, транспорт, мячи, «мальчишеские» игрушки;
  • мягкие игрушки, игрушки для ролевых игр, куклы — одним словом, «девчачье» хозяйство;
  • железная дорога;
  • кубики;
  • пазлы;
  • деревянные игрушки;
  • роботы, запчасти;
  • личные ящики.

А еще есть полки для книжек.

Много или мало? Достаточно! Игрушки в ящиках должны лежать свободно, чтобы ребенок мог найти то, что ищет, не вытряхивая их содержимое на пол.

Недавно, после очередной уборки в детской, дочка сказала мне:

— Мама, спасибо, что нашла так много игрушек!

Вы не поверите! Дети даже не заметили, что я убрала две трети «добра» из их комнаты! Они переключились на то, что осталось, ведь теперь они могут найти все, что нужно для игры.

Секрет № 3: правильное размещение ящиков на стеллажах и полках

Игрушки наиболее востребованные, игрушки, в которые ребенок может играть сам, располагаются ниже, в зоне прямой доступности ребенка. А мелкие игрушки, для взаимодействия с которыми ему необходима помощь, размещаем выше. То, что мы хотим доставать реже и, желательно, по нашей инициативе, можно убрать в непрозрачные ящики. А то, о чем мы хотели бы напоминать ребенку почаще, — в прозрачные.

Например, вам хочется чаще играть в какие-то развивающие игры и заинтересовать ими ребенка — можно поставить их на видное место на полке. А игры с пластилином по вы бы хотели держать под полным контролем — значит, убираем материал для лепки в непрозрачный ящик и ставим повыше.

Суперуборка по шагам: шаг первый

Первым делом окиньте взглядом детскую. Есть ли здесь мебель, которой ребенок не пользуется? Крупногабаритные игрушки, которые стоят без дела? Возможно, в углу притаился мольберт, завешенный одеждой. А лошадка-качалка радует только приходящих в гости карапузов. Детская комната — это не музей красивых и полезных игрушек. Да, возможно в детстве вы о них мечтали или это ваши любимые вещи, но ведь это детская ребенка, верно? Давайте оставим здесь именно то, что ему нужно.

Что можно сделать с лишними вещами:

  • убрать на время из детской;
  • отдать на время другим детям;
  • продать;
  • подарить;
  • отложить для следующего ребенка.

Шаг второй

Теперь посмотрите: где хранятся игрушки? Что вы хотели бы изменить? Возможно, вы давно мечтаете повесить полку. Или поставить стеллаж и украсить пару ящиков для игрушек. Сейчас самое время для подобных перемен!

Шаг третий

Находим очень большую коробку (лучше всего высокую), ставим ее в детской и вываливаем туда содержимое всех ящиков. Иначе куда вы будете рассортировывать игрушки? Теперь место свободно и можно приступать к уборке. Только не пытайтесь разобрать всё и сразу! От этого качество уборки заметно пострадает: в спешке вы можете забыть, куда и что нужно положить, или оставить в детской много ненужных вещей.

Перед началом сортировки приготовьте три пакета:

  1. Для мусора. Туда складываем все, что вы посчитаете нужным выкинуть: сломанные игрушки, фантики, старые запчасти, остатки еды, использованные раскраски, старые альбомы.
  2. Для лишних игрушек. Сюда определяем игрушки, которые нравились ребенку, но он давно в них не играет. А также примерно одинаковые игрушки, из которых пользоваться достаточно одной (два ксилофона, два мяча, два набора посуды). Они могут полежать в другом месте, отдохнуть, подождать своего часа. Возможно, вы сочтете необходимым отдать что-то из этого другим детям.
  3. Для вещей из других комнат. Складываем в пакет все то, что «прибежало» из других зон вашего жилища, а после уборки проходим с пакетом по комнатам и раскладываем вещи на место.

Подготовка окончена, теперь берем часы или таймер, отмеряем себе 15 минут на разбор и. поехали! Через 15 минут я советую вам сделать паузу. А возможно, вы решите, что продолжите уборку завтра.

Перерыв

Делая перерыв, во-первых, оцените свой труд и похвалите себя!

Во-вторых, доброжелательно расскажите ребенку, какие игрушки у него есть и где они лежат, объясните, что это их место. Неважно, сколько раз вы говорили об этом с ребенком раньше, просто сделайте это еще раз в доброжелательной манере и без нотаций.

В-третьих, «законсервируйте» место уборки. Рекомендую сделать это, даже если вы планируете вернуться сюда через 30 минут. Накройте коробку или положите в нее что-то сверху, чтобы ребенок не высыпал все ее содержимое на пол. Разберитесь с пакетами: мусор выкинуть, вещи из других комнат определить на места, лишние игрушки убрать в кладовку (шкаф, на чердак, под кровать).

Самое трудное

Итак, повторяйте процедуру уборки в течение нескольких дней, пока коробка не станет пустой. Самое трудное в такой уборке — разбирать последнюю четверть. Именно там оказываются все мелкие игрушки, кусочки пазлов, мусор и не поддающийся сортировке хлам.

Спокойствие! Справиться с ним вам поможет следующий прием. Каждый раз, когда вы останавливаетесь в замешательстве, куда же убрать это, задайте себе следующие вопросы:

  • Что это?
  • Для чего это нужно ребенку?
  • Как часто он этим пользуется?
  • Когда играл с этим последний раз?
  • Где это хранится?
  • Сломано ли оно, требует ли ремонта?
  • Может ли ребенок сам убрать это на место?
  • Это вообще нужно?

Такие вопросы помогут вам принять решение: место ли конкретной вещи в детских игрушках, и если да, то где.

Игрушка-помощница в работе с детьми дошкольного возраста.

Ирина Шулепова
Игрушка-помощница в работе с детьми дошкольного возраста.

В нашем ДОУ прошел творческий конкурс «Лучшая игрушка– помощница». Мне хочется рассказать об игрушках, которые связала и презентовала я. Моих кукол зовут малыши-карандаши, дети назвали их Алиса и Элвин.

Развитие ребёнка немыслимо без игрушек. Игрушка-помощник в исследовании мира, источник радости. Она должна создавать условия для развития, оставлять возможность для самостоятельного творчества.

Некоторые говорят: «А! Это просто игрушки Но разве игрушки – пустяк? Игрушка – обязательный спутник детства. Игрушка должна побуждать ребенка к игре, будить фантазию, вызывать вопросы и размышления. Игрушки для ребенка – та «среда», которая позволяет исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности, выражать чувства, игрушки учат общаться и познавать себя. А еще игрушки – воспитатели, учителя, наставники. Вот какая серьезная вещь – игрушки.

Читайте также:  Прогулки по Швеции: история 11 — в гостях у фрау Карлсон

Игрушка-помощник, принесённая в образовательный процесс – это не просто симпатичная игрушка, которая развлекает детей, а персонаж с определённым характером, решающий дидактические задачи. Педагог должен уметь превращать в игру самое скучное и серьезное занятие. В зависимости от того, какой вам нужен результат, вы можете вместе с «помощником» совершать различные «превращения». Игрушка-помощник помогает организовать детей, поставить цель, а также интересные задачи для ее выполнения. С помощью игрушки-помощницы легче раскрыть эмоциональную сферу ребенка.

Игрушечныйперсонаж выполняет разные функции: «помогает», «проверяет» правильность выполнения задания, иногда и сам просит о помощи. С помощью данных приемов можно преподносить ребенку новый материал, вызывать желание повторять его снова и снова. Дети начинают учить кукол – объясняют, рассказывают им то, что уже знают сами, исправляют ошибки сказочного персонажа, уверенно дополняют рассказ, так как дети находятся во власти игровой ситуации.

Мои игрушки используются как:

• сюрпризный момент (к нам пришел гость, мы пришли в гости);

игрушечные персонажи приходят со своими играми, заданиями;

• предлагают отгадать, о чем мы сегодня будем говорить на занятии;

• рассказывает сказку, проводит беседу;

игрушечный персонаж может спросить, похвалить, проверить;

• можно вводить игрушечного персонажа на какой-то этап занятия для выполнения нескольких заданий.

Потренируйте свою фантазию. Что можно сделать, например, с помощью кукол малышей-карандашей, которые пришли в гости? Какие варианты историй у вас возникли?

• карандаш потерял своих друзей;

• карандаш не хочет рисовать, ему жаль свой замечательный стержень, созданный для прекрасных рисунков;

• карандаш вспомнил, как он раньше был большим деревом и хочет об этом рассказать;

• карандаш придумал веселую историю и хочет ее рассказать, изображая персонажей на картинках;

• карандаш мечтает превратиться в волшебную палочку, но боится, вдруг не получится, и ждет помощи от ребят.

Теперь попробуем выбрать характер игры:

Можно отправиться в далекое путешествие в разноцветные страны и путешествовать целую неделю, ежедневно осваивая какой-либо цвет.Это могут быть страны разных предметов: фруктов, цветов, птиц, насекомых, рыб и т. д.

Как видите, чтобы придумать игру, нужно совсем немного знаний и усилий, всего-навсего необходимо творчески подойти к решению.

Помощь взрослых не заканчивается предоставлением правильных игрушек. Важно дать игрушке жизнь, то есть ввести ее в игру, тогда ребенок с удовольствием подхватит это. Когда у ребенка получается что-то сделать самому, у него появляется блеск и радость в глазах.

Двигательно-дидактические игры в работе с детьми дошкольного возраста Тема: Двигательно- дидактические игры в работе с детьми дошкольного возраста 5-7 лет. Цель: расширить знания педагогов в вопросах использования.

Игрушка-помощница «Светофор» Вам представлена игрушка-помощница “Светофор”. Данная игрушка выполнена из 2л. бутылки, набитой песком, обшита материалом. Кружки с цветами.

Использование цветового игротренинга в работе с детьми дошкольного возраста Работаю педагогом-психологом в детском саду с 1997 года. На протяжении многих лет применяю в своей практической деятельности технологию.

Использование интерактивных игр в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с нарушением речи и детьми с ОВЗ Слайд 1 С каждым годом количество детей с нарушениями речи и детей с ограниченными возможностями здоровья (дальше: дети с ОВЗ, поступающих.

Использование мультимедийных средств в работе с детьми дошкольного возраста В условиях современного развития общества и производства невозможно себе представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых,.

Использование палочек Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста СЛАЙД №1 Проблема обучения математики в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Спички детям не игрушка» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 58 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Метод проектов в работе с детьми дошкольного возраста В своей работе я использую один из эффективных методов – метод проектов. Метод проектов развивает познавательный интерес, дети приобретают.

Смотр-конкурс «Лучшая игрушка — помощница» грушка в познавательном отношении выступает для ребенка в качестве своеобразного обобщенного эталона окружающей материальной действительности.

Виды математической деятельности в работе с детьми дошкольного возраста Виды математической деятельности в работе с детьми дошкольного возраста. Трусилина Светлана Валерьевна, воспитатель МБДОУ Детского сада.

Гид The VillageПо коробкам: 7 работающих (и нет) приемов по наведению порядка в детской

Разбираемся с психологом, как приучить ребенка убирать игрушки

Беспорядок в детской комнате — одна из вечных тем родительских форумов. Каждая семья находит свой способ научить ребенка убирать свои вещи на места. Редакция The Village собрала лайфхаки родителей, которым удалось добиться порядка в доме, и попросила детского психолога Александра Покрышкина прокомментировать разные методы.

Александр Покрышкин

Стратегия 1

Ограничить количество игрушек

Нет порядка — нет нормальной игры. У ребенка есть стеллаж, в котором размещается минимум игрушек: только те, которыми ребенок сейчас играет — и то количество, которое он может убрать сам. Остальные хранятся в кладовке, в ящиках на балконе или другом недоступном ребенку месте. Периодически родители меняют часть игрушек из кладовки с игрушками на стеллаже.

Идея, что количество игрушек должно быть ограничено, мне кажется здравой. К тому же это правило подойдет детям разных возрастов. Чем младше ребенок, тем сложнее ему сконцентрироваться и найти что-то интересное в большом количестве игрушек. Когда вокруг много всего навалено, дети теряются: им сложно придумать какую-то одну игру и начать играть. Они занимаются тем, что постоянно перебирают предметы, которые их окружают.

Главный плюс такого подхода — ребенку легко учиться складывать все игрушки на места. В комнате есть определенное место для игрушек — ящики или стеллаж, ребенок четко знает, как все организовано. Однако в какой-то момент нужно начать договариваться с ребенком. Игрушки малыша легко убрать по своему усмотрению, но ребенок трех-пяти лет уже помнит, что у него есть роботы, машинки, и не хочет их отдавать. Это его игрушки. Важно продумать, как обсудить это с ребенком и договориться.

Да, до определенного возраста.

Стратегия 2

Приучать к уборке с младенчества

Единственный реальный способ поддерживать порядок — собственный пример. Бессмысленно приучать ребенка к порядку, если мамины вещи валяются по всему дому. Маленькие дети только смотрят, накапливают зрительный опыт. Пройдет немало времени, пока ребенок начнет подражать, подключится к процессу и станет помогать, но этот день наступит, если все делать грамотно и ненавязчиво.

Чистоплотности учатся до трех лет. Как только ребенок научился ходить, нужно учить его убирать за собой. Сначала вместе с мамой, потом самостоятельно складывать вещи, относить все на свои места. После игры нужно сразу все убрать, по ходу дела дружелюбно объяснив, почему. Прежде чем достать новую игру, надо всегда убирать на место предыдущую.

Соглашусь, что это важно. Если родители хотят, чтобы ребенок поддерживал порядок в своей комнате, и для них это важный момент, то, конечно, не стоит ждать, что это вырастет само. Это правило, которому ребенок учится, привычка, которую мы должны помогать ему осваивать. Другое дело, что ребенок до трех лет не всегда может полноценно выполнить задачу и отнести все игрушки на свои места. Это нужно иметь в виду, потому что здесь легко перейти грань между вовлечением ребенка в уборку и строгостью — идеей того, что это обязанность ребенка. Это не так. Родитель должен учитывать возраст маленького ребенка и понимать, может ли он справиться с этой задачей. Я уверен, что если ребенок младше трех лет высыпал на пол кучу игрушек, ему очень сложно навести порядок: он устанет раньше, чем кончатся разбросанные игрушки. Поэтому, конечно, детям в этом нужна помощь.

До трех лет сомнительно.

Стратегия 3

Считать до 20 и удивляться

Мама закрывает глаза и считает до 20; за это время ребенок должен навести в комнате идеальный порядок. Мама с закрытыми глазами заходит в детскую, открывает глаза и искренне восхищается: «Какой порядок! Какой у меня взрослый ребенок! Все может делать сам!» В результате ребенок очень горд собой.

Это здорово работает для того, чтобы познакомить детей с уборкой, заинтересовать или дополнительно мотивировать. Важно заметить, насколько это приятно вашему ребенку. Кто-то будет играть так каждый день — это действительно хорошая игра, которая вовлекает удивляться: куда же делись все игрушки, как так?

Читайте также:  Кофейный столик для гостиной, 22 красивые модели в разных стилях

Мне кажется, что для многих ребят это может быть гораздо более приятным и легким способом начать убирать за собой игрушки, чем строгий педагогический голос «воспитателя» в плохом смысле: «Ну-ка быстро все собрал!» Но каждый раз это вряд ли будет срабатывать. Уборка проходит каждый день — ну сколько можно удивляться? В какой-то момент это может всем надоесть, и тогда здорово, чтобы у вас были еще правила и способы вовлечь ребенка.

Время от времени.

Стратегия 4

«Соберу и выброшу»

У ребенка свое понимание о ценных и дорогих вещах: это могут быть коробки, проволока, старые батарейки, лампочки, разобранные часы и радио. За день до уборки в детской нужно предупредить ребенка, что лучше самому убрать все «важное», иначе мама выбросит лишнее на свое усмотрение. В день уборки — жестко отправляем в мусорное ведро все, что не убрано. Угрозу нужно обязательно выполнять. Если ребенок поймет, что маме жалко вещи, вариант «соберу и выброшу» перестанет работать.

Это привычный и многим знакомый с детства метод, который действительно может давать результаты в короткую перспективу. Действуя тактически, мы можем пригрозить ребенку выбросить все игрушки: ребенок нам верит, и для него это всерьез. Исполнение угрозы многих пугает, и дети действительно начинают убирать игрушки. Но цена вопроса здесь — стресс ребенка. В этот момент ребенок сталкивается с непредсказуемостью собственных родителей. Даже если мама или папа стремятся действовать последовательно, все равно каждый день люди игрушки не выбрасывают. И очень сложно придумать четкий критерий, в каком именно случае эти игрушки отправляются в мусорное ведро. Ребенку непонятно, выбросят игрушки или нет, степень неопределенности возрастает. В итоге дети переживают эмоциональное напряжение, которое никак нельзя назвать полезным.

Несмотря на то что мы привыкли к этому методу и он действительно как бы работает, это большие риски. Это вредный метод, который я как психолог не могу рекомендовать: есть риск, что для ребенка это будет иметь более серьезные последствия.

Нет, и стратегия крайне опасная для детской психики.

Стратегия 5

Объяснить сказкой

Все, что ребенку непонятно или что он пытается всем своим естеством отрицать, необходимо объяснять в игровой форме. В ответ на просьбы убрать игрушки и навести порядок ребенок делал вид, что не слышит. Можно рассказывать сказки, как важно, чтобы вещи имели свое место и были в порядке: если в комнате беспорядок, все игрушки убегают. Или читать вместе с ребенком книжки — например, про гнома Чистюлю, который забирает неубранные игрушки и уносит на Луну, откуда их очень трудно вызволить.

Часто детям не хватает своего собственного абстрактного мышления, чтобы понять, как беспорядок мешает другим людям и в чем плюсы того, что игрушки стоят на своих местах. В этих ситуациях хорошо, если вы будете использовать язык, максимально близкий ребенку по возрасту — подбирать простые слова и объяснять еще проще: «мне неудобно», «так мне мешает» вместо более абстрактных формулировок типа «вещи разбрасывают грязнули». Рассказывать сказки и читать книжки, посвященные этому, — замечательно. Это способ сэкономить время и нервы: не ругаться по поводу порядка, а сделать так, чтобы всем было удобно.

Стратегия 6

Дать свободу творческому беспорядку

Детская комната — это место для креативного бардака. Там всегда что-то построено, навалено и расставлено для игры. Для дошкольников игрушки — их мир и уют. Зачем его рушить каждый день из-за пресловутого «приучения к порядку»? Это примерно то же самое, что заставлять взрослого каждый вечер все горшки с цветами убирать в один угол, всю мебель — в другой, картины — в третий. А с утра — разрешать распределять все обратно. В гостиной и даже комнате родителей игрушки лежат и никому не мешают. Почему к ним надо относиться как к разбросанному мусору или грязным носкам?

Мнение психолога: Разрешать ли ребенку жить в творческом беспорядке, зависит от того, будет ли комфортно так жить родителям. Опять же, это может быть небезопасно для самого ребенка и для других членов семьи: на игрушки, лежащие на полу, можно наступить — и получить травму или просто сломать их.

Семья должна найти ответ на вопрос, как жизнь в творческом беспорядке будет организована: если игрушка долго лежит на полу, в доме копится пыль, то все-таки в какой момент игрушку надо убрать? Если ответ есть, творческий беспорядок, конечно, возможен. Но если мы его разрешаем, а потом чувствуем, что нам так некомфортно, это повод искать другие правила.

Как навести порядок в игрушках?

После того как в семье появляется малыш, обстановка в доме меняется, поскольку идеальный порядок поддерживать уже не удаётся. И чем больше детей, тем меньше порядка. На каждый праздник родственники и друзья считают своим долгом подарить новую красивую игрушку. И вот спустя всего пару-тройку лет дом становиться похож на детский магазин. Игрушки давно вышли за пределы игровой комнаты и теперь обитают везде. На кухне, в родительской спальне, гостиной. Знакома такая ситуация? Надоело так жить? Значит, пришло время остановить нашествие игрушек и приступить к глобальной сортировке.

Шаг 1. Большой разбор

Выглядит это так. Собираете все игрушки в одной комнате. И начинаете раскладывать их по назначению. Что может получиться? Игрушки разделятся на несколько групп исходя из того, для чего они используются.

  1. Для ролевых игр. Как правило, у мальчиков это машинки и инструменты, а у девочек куклы и кухонные принадлежности.
  2. Физического развития. Сюда входят мячи, скакалки, обручи, детские гантели, кольцебросы.
  3. Игр в ванной. Это все резиновые игрушки, ситечки, леечки, брызгалки.
  4. Строительных игр. Конструкторы, кубики.
  5. Математического развития. Это могут быть, например, игрушки, отличающиеся по какому-нибудь одному параметру. Цвету, форме, размеру. Сюда же пойдут сортёры, вкладыши, пирамидки.
  6. Настольные игры.
  7. Природный материал, кинетический песок и творческие наборы.

Книги не являются игрушками, но их тоже следует разделить на те, которые читает мама детям и книги для самостоятельного чтения/разглядывания.

После этого смотрите. Если какие-то игрушки не попали под описанные категории, вспомните, насколько они любимы ребёнком. Бывают такие игрушки, с которыми кроха не расстается никогда. Как правило, такая игрушка одна и малыш без неё никуда. Все остальные убираем в ящик и в чулан.

Шаг 2. Каждой игрушке – своё место!

Чтобы игрушки не начали снова расползаться по комнатам, им нужны свои места.

  • Настольные и математические игры, природный материал и всё для творчества следует поместить в коробку, а лучше в непромокаемый пластиковый контейнер. Доставать эти коробочки будете иногда, во время развивающих игр. С условием, что после игры всё сразу же убирается обратно.
  • Многие родители стараются приобрести физкультурный уголок, состоящий из шведской стенки, перекладины, каната и колец. Мячи, скакалки и другие принадлежности можно разместить в этой же зоне, например в сетках, на крючках или на ближайшей к уголку полке (ящике).
  • Игрушки для игр в ванной лучше хранить в специальных сетках или сетчатых контейнерах над самой ванной. Так вода после игр будет стекать в ванную, а игрушки будут в чистоте и висеть в одном определенном месте.
  • Конструктор можно поместить в коробки. Некоторые кровати оборудованы специальными выдвижными ящиками. Если их пространство разбить на ячейки, то детали разных конструкторов не будут лежать вперемешку и доставать их оттуда очень удобно.

Что касается ролевых игр, то тут нужно отталкиваться от личных предпочтений ребёнка. Выделите уголок. Оборудуйте красивый гараж для машин, где у каждой будет свое парковочное место или сделайте кукольный домик для девочки.

Шаг 3. Заключительные штрихи

Теперь внимательно посмотрите на то, что получилось. Если игрушек всё еще много, то смело делите их пополам. Одну часть положите в контейнер и уберите. Вторую оставьте. Через 2–3 недели поменяете игрушки местами. Таким образом, они не успеют наскучить ребёнку, а значит принесут больше пользы и радости.

Дело осталось за малым. Приучить себя и ребёнка к определенному порядку в доме. А главное правило теперь: каждая игрушка должна лежать на своём месте.

Ссылка на основную публикацию