Симфония ажура: проект 3х комнатной квартиры от Оксаны Юсуповой и Валентины Пионкиной

Александр Аничкин — о бесценном приобретении России

На прошлой неделе в Париже был продан с аукциона уникальный архив Феликса Юсупова. Наиболее ценная его часть, как выяснил “Огонек”, приобретена Россией

Архив Феликса Юсупова был выставлен на торги аукционным домом Drouot. На сайте дома говорится, что документы, которые предлагались для продажи на аукционе, были недавно обнаружены в парижской квартире Юсуповых. Учитывая, что Феликс и Ирина Юсуповы прожили в той квартире 45 лет, можно предположить, что формулировка “недавно обнаружены” довольно условна и скрывает некую интригу.

Организаторы торгов сообщали, что материалы из архива русского князя позволяют проследить четкую последовательность событий, связанных с убийством Распутина и оценить последствия этого убийства. Но наиболее значимая часть юсуповского наследия — это, бесспорно, документы, относящиеся к истории царской семьи. Как удалось выяснить “Огоньку”, именно это, самое ценное из выставленных бумаг, и было приобретено Росархивом.

О князе Юсупове мы знаем больше по истории с убийством Распутина и по портрету работы Валентина Серова, там, где он молодой, женственно-красивый. И еще по красавице жене, племяннице Николая II. А вообще юсуповская легенда — из самых завораживающих в русской истории. Все сплелось: сказочное богатство, красота, убийство, революция, эмиграция.

Гибель Распутина в конце 1916 года мистическим образом связывают с гибелью династии Романовых. И вину за это косвенно возлагают на Юсупова. Между тем, когда его уже намного позже спросили, не привел ли его поступок к революции, Феликс резко ответил: “К революции привело то, что я не убил его раньше”.

Как бы то ни было, революция случилась. Юсуповы потеряли большую часть своего состояния, оцениваемого в сегодняшних ценах больше чем в 10 млрд долларов. Феликс был самым богатым человеком в России. Дворцы, фабрики, дома с собой не заберешь. Князю пришлось собирать то ценное, что можно было увезти с собой. К 1919 году Юсуповы оказались в Крыму — в Кореизе близ Ялты у него был дворец, впоследствии ставший санаторием НКВД. В Ялте собрались и оставшиеся на свободе члены царской фамилии, включая вдовствующую императрицу Марию Федоровну. Британский король Георг V отправил на выручку родственников линкор “Мальборо”. На нем выехали в эмиграцию и Юсуповы.

Сначала они обосновались в Лондоне, а потом переехали в Париж, где и осели на всю оставшуюся жизнь. В доме на улице Pierre Guerin, скромном по сравнению с дворцами и дачами в России. Князь Феликс и его жена Ирина быстро стали неформальными лидерами русской эмиграции. Феликс много и щедро помогал оказавшимся в трудном положении беглецам с революционной родины. Продавая вывезенные драгоценности и предметы искусства, они финансировали собственные проекты. Например, дом моды IrFe — по именам Ирина и Феликс, который и сейчас, возрожденный, продолжает действовать. А тогда в бутики IrFe валом валили богатые американцы и англичане, чтобы приобщиться к легендарному имени Юсуповых. Они были чуть ли не более популярны, чем Шанель. Кстати, у сообщника Феликса по распутинскому заговору великого князя Дмитрия Павловича был продолжительный роман с Коко Шанель.

К 50-м годам прошлого века Юсуповы, уже пожилые, продолжали держать открытый дом. У них в гостях бывала европейская культурная элита — режиссер Ингмар Бергман, драматург Жан Кокто, актер Жан Маре. Говорят, несколько раз в княжеский дом заглядывал Шарль де Голль. Юсуповы по-прежнему привлекали творческую молодежь.

Жизнь и судьба князя Феликса по истине уникальны. Таково и его наследие. Нет сомнений: парижские архивные лоты — всего лишь малая его часть. Известно, например, еще об одной крупной “юсуповской коллекции”, связанной с именем известного мексиканского скульптора Виктора Контрераса. Вот его история.

Молодой скульптор познакомился с Юсуповыми еще студентом, в 1958-м году. Чуть ли не после первой встречи с обаятельным латиноамериканцем Феликс и Ирина предложили ему остаться на время у них. В доме Юсуповых Контрерас прожил пять лет, стал почти членом семьи.

Мексиканский скульптор признается, что глубоко любил пожилого русского князя, но в интервью настаивает: между ним и Юсуповым, известным своей не вполне традиционной ориентацией, ничего такого не было, отношения были платоническими. Феликс относился к нему как “духовному сыну”. А Ирина как-то, показывая семейные портреты, сказала Виктору, что он очень похож на Николая — старшего брата Феликса, убитого на дуэли в 1908 году.

В романе внимательно изучавшей жизнь князя Феликса английской писательницы Ваноры Беннетт “Полночь в Санкт-Петербурге” есть забавная сюжетная линия, дающая ключ к пониманию характера Юсупова. Беннетт описывает, как Феликс в 1918 году тайно приезжает в свой петербургский дворец на Мойке, в тот, где был убит Распутин, лихорадочно отбирает для перевозки в Крым ценные вещи и вдруг в шкафу находит изломанную скрипку Страдивари — в детстве они с братом, устав от уроков, фехтовали бесценными инструментами.

Интрига со скрипкой вымышлена, конечно. Но лишь частично: настоящий Страдивари у князя был, но остался в России и бережно сохранен. Зато отношение Юсупова к сокровищам, которыми он обладал, характеризуется верно: по рассказам встречавшихся с Феликсом, он философски относился к своему новому статусу в эмиграции, мало жалел об утраченном, а с тем, что имел, расставался легко. Как, например, с двумя полотнами Рембрандта, которые ушли в Америку и теперь составляют гордость экспозиции Национальной галереи искусства в Вашингтоне.

Так вот, после смерти Юсупова в 1967 году и Ирины в 1970-м большая часть их коллекции и архива перешла в собственность Контрераса. Он стал известным скульптором и обосновался в городе Куэрнавака к югу от Мехико. Многие артефакты из юсуповского наследия находится там, включая и люстру работы Тиффани, которая, по легенде, освещала “распутинский” подвал на Мойке. Другая часть предметов хранится в банковских сейфах. Контрерасу сейчас за 70. Он долгое время планировал устроить музейную экспозицию в память Юсуповых у себя. Но, видимо, это оказалось не так-то просто осуществить.

Пока же можно сказать, что произошло замечательное событие: часть юсуповского наследия, причем самая ценная — документы, письма, свидетельства — возвращается на родину.

История заговорила

Детали

Что из наследства русского князя Феликса Юсупова было выставлено на торги аукционным домом Drouot

1. Материалы, касающиеся убийства Распутина. В частности, данные устного опроса Феликса Юсупова Николаем Соколовым (следователь по делу об убийстве Николая II и его семьи), произведенного 16 мая 1921 года. Вопросы следователя касались роли и причин участия Юсупова в убийстве Распутина (стоимость оценивается в 3000-5000 евро).

2. Переписка между Феликсом Юсуповым и великим князем Дмитрием Павловичем (оценивается в 2000-3000 евро).

3. Рукописное заявление об отречении от престола Николая II, подписанное 15 марта 1917 года (2000-3000 евро), а также заявление об отречении его брата, великого князя Михаила Александровича за 16 марта 1917 года (2000-3000 евро).

4. Полная переписка Феликса Юсупова с его женой княжной Ириной — несколько сотен писем с 1914 по 1960 год (4000-6000 евро за лот).

5. Вся переписка великой княгини Ксении Александровны и ее мужа великого князя Александра Михайловича с княжной Ириной, письма, посвященные политическим событиям того периода, русской революции, заключению и убийству царской семьи, эмиграции Романовых, эмиграции вдовствующей императрицы Марии Федоровны (2000-6000 евро за лот)

6. Несколько рукописных газет, среди которых та, где Феликс Юсупов и его мать княгиня Зинаида Юсупова рассказывают о жизни и трагической гибели великой княгини Елизаветы Федоровны, убитой большевиками в 1918 году (2000-3000 евро за лот).

7. Большое количество писем членов императорской семьи, в том числе императрицы Марии Федоровны, великой княгини Марии Павловны, великого князя Кирилла Владимировича и несколько представителей ветки Михайловичей (400-600 евро за лот).

8. Фотоальбомы того периода (2000-3000 евро за лот), множество фотопортретов с автографами членов императорской семьи (400-600 евро за лот).

9. Книга богослужебных песнопений “Слово жизни” (переданная Юсупову следователем Соколовым), которую Николай II читал в Екатеринбурге в последние недели своей жизни, перед убийством в ночь с 16 на 17 июля 1918 года.

Культура и искусство

О доме Юсуповых (по предложению Людмилы) – окончание

О покоях младших Юсуповых и убийстве Распутина.

Самым, к сожалению, привлекающим к дворцу внимание событием является, конечно, убийство Распутина.

Я считаю, что в наши дни переосмысление этого события актуально. Но, моя публикация – о другом: о доме, который начинает вспоминать, как заботливо за ним присматривали представители сильной, деятельной семьи; о том, каким разным, отражающим своеобразие личностей живущих в нём, может быть семейное гнездо. О гармонии общего, складывающейся из частностей и деталей.

Но, и, не упомянуть об этой части дворца, было бы не правильным.

Читайте также:  Энергия и драйв: проект 3х комнатной квартиры

Апартаменты князя Феликса и его жены Ирины Александровны находятся в левом крыле здания. Они представляют собой, так называемую, «гарсоньерку» – частную квартиру внутри особняка и отличаются от других частей, свидетельствуя о смене времён, настроений, вкусов…

На оформление этой части дворца было положено много стараний. Но, судьба так распорядилась, что хозяевам не пришлось пожить там.

Свадьба Феликса и Ирины состоялась 9(22) февраля 1914г. в Аничковом дворце. В тот же день молодые уехали в путешествие: Париж, Египет, Иерусалим, Италия.

К моменту их возвращения через Германию, Данию и Швецию началась война. Работы в бельэтаже еще продолжались.

Молодые Юсуповы жили в Петергофе с императрицей Марией Федоровной, затем в Елагином дворце, затем поселились на Мойке в комнатах наверху, где Феликс жил когда то с братом Николаем.

Потом были события ночи на 17 (30) декабря 1916г., которые развернулись среди описываемых интерьеров; допросы, ссылка в усадьбу Ракитное. Юсуповы ненадолго вернулись во дворец на Мойке после Февральской революции…

И, вскоре, покинули Родину навсегда…

В цветовой гамме покоев – приглушённые краски, будто покрытые дымкой времени.

Большая гостиная

Танцевальный зал

Самым большим интерьером на половине молодых был танцевальный зал. Его объем визуально увеличен полуротондой, украшенной зеркалами. Их разделяет двойная колоннада коринфского ордера.

Малая гостиная (будуар Ирины Алексанровны)

Альковная часть Малой гостиной (будуара Ирины Александровны) с изысканной отделкой сусальным серебром, называется Серебряным будуаром.

К сожалению, серебро, со временем, приобрело медный оттенок.

В нишах будуара были выполнены фонтаны слез с чашами из полудрагоценных камней.

Спальная комната

Из Спальной комнаты – потайная дверь в хранилище драгоценностей и лесенка наверх в Студию (рисовальную комнату Ирины). Там работал коллектив художников, и сейчас развернута посвященная им экспозиция.

Другая дверь из спальной ведет в ванную комнату.

Из ванной можно пройти в подвал, где находятся комната с мраморным бассейном, напоминающим римские термы. В ней мраморный камин с маской Диониса.

Художник А.Н.Бенуа, посетивший Феликса, произнёс слова, оказавшиеся пророческими: «Ну и нафантазировали же вы здесь, батенька…Вот увидите, что-нибудь да произойдет здесь».

Столовая, где произошли трагические события

Храм Покрова Пресвятой Богородицы

Храм был построен по проекту архитектора В.А. Кенеля 1829 – 1831 г.г., в модном тогда византийском стиле, на третьем этаже левой надворной части здания. В конце 1917 закрыт, в октябре 1925 ликвидирован, в 1938 переделан под художественную студию.

В церкви проходили все значимые события семьи князей Юсуповых: 4-го апреля 1882 года здесь венчались княжна Зинаида Николаевна Юсупова и граф Феликс Феликсович Сумароков – Эльстон. Пять лет спустя здесь же крестили их сына Феликса. В 1915 году на крещении дочери Феликса Юсупова – Ирины, присутствовал император Николай II вместе с матерью Марией Федоровной.

Известен случай страшной болезни Зинаиды Николаевны Юсуповой, длившейся более месяца. Она находилась в спальне в бессознательном состоянии, когда после молебна в Домовой церкви с иконой Божьей матери, процессия пошла по дому. Больная очнулась и попросила открыть одну из дверей комнаты, перед которой находилось в этот момент шествие. Дверь отворили и икону внесли в спальню. Два дня спустя протоирей Иоанн Кронштадтский приехал во Дворец и долго молился. Болезнь отступила.

Восстановлен в 2014 году. Реставрационные работы заняли почти десять лет и велись на пожертвования.

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий: « Хотелось бы, чтобы сюда ходили сотрудники музея, возможно, еще какие-то прихожане, чтобы имя Господне славилось в этом храме, чтобы изливалась благодать.»

“Домовая церковь для нас – это другой полюс во Дворце, полюс добра, прощения и искупления”. Кукурузова Нина Васильевна, директор Юсуповского Дворца.

Запись одного из посетителей в книге отзывов.

«Во дворце есть нечто, что заставляет забыть о бренной жизни – эффект мощнейшего, всепоглощающего очарования…»

Из жизни великосветской красавицы Зинаиды Юсуповой

– Пётр, я не намерена смотреть, как ты не сводишь глаз с этой Юсуповой! Поехали немедленно домой!
– Ну, что ты, Лизхен! Я вообще ни на кого, кроме тебя, не смотрю никогда!
– Довольно оправданий! Я сказала – домой!
Они подошли к графине Анне Бреф, поблагодарили за вечер и попрощались.
Губы графини тронула едва заметная усмешка: она знала, насколько ревнива Лизавета Бодрянская. А тут такая неземная красота появилась! Да, Зинаида Юсупова – просто
прелесть! Королева! Помимо красоты, ума палата! И обо всём поговорить с ней можно!
Как я благодарна Фёдору, что он рекомендовал меня ей! У неё свой музыкальный салон! Говорят, вечера бесподобные!
-Дорогая княгиня! Я так рада, что Вы посетили меня! Прошу прощения, что я не сразу подошла к Вам: я – хозяйка салона и обязана развлекать всех гостей!
Я уверена, что Вы понимаете меня: у Вас ведь свой салон, на Ваши приёмы стремятся попасть любыми путями!
-Не стоит извиняться,графиня. Я не скучала: кавалеры не давали передохнуть между танцами! Еле отдышалась.
-Я рада, что Вам у меня понравилось! Приезжайте ко мне в любое время – поболтаем обо всём. А сейчас простите, пойду к Елене Свирской, её дочь вчера родила, хочу узнать подробности.
Зинаида Николаевна хотела уже уходить, когда к ней подошёл красивый седовласый мужчина средних лет: -Княгиня! Не соблаговолите пройтись со мной в вальсе?
Зинаида хотела сначала отказать, затем, взглянув на красивого мужчину ещё раз, согласилась, отметив его приятные манеры.
-А Вы не помните меня, княгиня? Я – Вячеслав. Мы с вами были соседями в Архангельском!
-Ах, помню, помню! Вы постоянно меня склоняли к разным авантюрам, от которых у моей матушки болела голова!
-Как бы я был рад, если бы Вы не забыли, как мы встречались с Вами вечерами
на границе наших имений!
-Я ничего не забыла. Но мы же тогда были так юны! А сейчас я замужем. Мой муж – граф Сумароков -Эльстон. И у нас с мужем уже два сына – Николай и Феликс.
-Я всё это знаю, княгиня! Но, увидев Вас здесь, я потерял покой, воспоминанья обожгли мою душу! Мне ничего не нужно, только тур вальса с самой прекрасной моей
давней знакомой! Этого достаточно!
-Хорошо, князь! Но прошу Вас забыть наши шалости далёкой юности!
-Обещаю!
И они закружились в вальсе.
Зинаида Николаевна закрыла глаза и вспомнила: был вечер. Они с Владиславом
прогуливались по тенистому саду. Солнце садилось, даря земле последние тёплые лучи. Говорили о каких-то неважных вещах. Вдруг он притянул её к себе, впился жадными губами в её губы и долго не отпускал. У неё закружилась голова и спуталось дыхание.
Позднее, лёжа на мягкой траве, он произнёс: -Завтра, я приду просить твоей руки у родителей. Я уже и кольцо приготовил! Она вся затрепетала от радости: он нравился ей! В мечтах она видела себя невестой в белом пышном платье!
Но наутро родители увезли её в Петербург. Больше они не виделись.
Очнувшись, Зинаида Николаевна услышала, что он рассказывает ей о своей дочке, которая, по непонятной причине, так похожа на неё.
Вальс отзвучал – и Зинаида Николаевна, отклонив предложение Владислава проводить её, быстро вышла из зала и уехала.
Приехав домой, она прошла в свой будуар, открыла небольшим ключиком инкрустированную сапфирами и изумрудами шкатулочку и достала дневник своей бабушки – Зинаиды Ивановны. Открыв его, она начала читать: “Ну, вот я и замужем за Борисом Юсуповым. Князь стар, и я не чувствую угрызений совести, изменяя ему.”
Зинаида Николаевна перелистнула несколько страниц и продолжила читать: “Старый князь умер. Я свободна! А мне ещё даже не сорок! Я хочу жить!”
Ещё пара страниц: “Как я люблю, когда Он говорит о революции! Глаза его мечут искры! Он прекрасен! Я ради него переехала в небольшую квартирку на Литейном, чтобы тайно встречаться, никуда не выхожу, всё время стараюсь проводить с ним, моим любимым! Я так счастлива!”
Далее она писала, что её народовольца заключили в Шлиссельбургскую крепость. Но она подкупила охранников, и её пропускали к нему по ночам. ( После революции история их любви получила продолжение: революционные матросы , пытаясь отыскать на Литейном спрятанные сокровища Юсуповых, обнаружили потайную комнату, рядом с комнатой Зинаиды Ивановны, а в ней – гроб с забальзамированным телом мужчины – бабушкиным любимым народовольцем. Ей удалось выкупить его тело!)
Зинаида Николаевна продолжала листать страницы. С волнением прочла она, как бабушка вспоминает о проклятии рода:
Основателем рода Юсуповых был хан Юсуф-Мурза. Во время опасных распрей он отослал своих сыновей к Ивану Грозному, и с тех пор его потомки стали жить в России.
Когда брат Юсуфа узнал об отъезде племянников, он, освобождая себе путь к власти, заколол вероломно Юсуфа-Мурзу. А, узнав, что племянники приняли православие, он обратился к колдунье и, заплатив немалые деньги, добился, что она наложила на них проклятие: “Из всех детей, рождённых Юсуповыми, будет доживать один, и лишь до 26 лет, пока род не уничтожится полностью!”
Зинаида Николаевна захлопнула дневник, спрятала его в шкатулочку и огляделась:
Мебель в её будуаре была из Франции, из будуара гильотинированной французской королевы Марии-Антуанетты! А какие картины на стенах, не хуже, чем в Эрмитаже!
Ну, а о драгоценностях и говорить не стоит: особенно хороша любимая ею жемчужина
“Пелегрина” (она раньше принадлежала королю Испании Филлипу II!)
Дворцы Юсуповых утопали в роскоши! Однако благотворительность была неотъемлемой частью их жизни!
Но, несмотря на огромные богатства, Зинаида Николаевна была не совсем счастлива:
сыновья её относились друг к другу без братской любви.
Прошло несколько лет.
Зинаида Николаевна снова в своём будуаре. Слёзы застилают ей глаза: она вспомнила о своём несчастном сыне Николае. Он окончил университет, получил диплом юриста.
Но, к несчастью, влюбился в Марию Гейден, которая была помолвлена с графом Арвидом Мантейфелем. Молодые люди женились и уехали в свадебное путешествие.
Феликс, посмеялся над братом: -Остался ты, братик, с носом!
Николай последовал за молодожёнами и вызвал графа на дуэль. Граф был отменным стрелком – и не промахнулся! Через полгода Николаю исполнилось бы 26 лет.
Когда Зинаида Николаевна узнала о гибели сына, она сначала, словно бы, лишилась рассудка, затем перенесла всю свою заботу и любовь на младшего – Феликса, тем более, что он был её копией: красивое лицо, изящная фигура.
Феликс принимал её чрезмерную любовь и, со временем, превратился в избалованного, прожигающего жизнь юношу.
В 1913 году он женился на дочери великого князя Александра Михайловича – Ирине, одной из первых красавиц Петербурга. Венчались молодые в Аничковом дворце. Так Юсуповы породнились с царской династией.
После разразившейся революции, Феликс, продав часть материнских драгоценностей, купил паспорта и визы, и Зинаида Николаевна с сыном и невесткой отправились в Париж и купили дом в Булонском лесу. Там Зинаида Николаевна прожила ещё 22 года, и в 1939 году скончалась. Похоронили её на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже.
Так закончилась жизнь знаменитой красавицы -княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой.
Когда скончались Феликс и Ирина, их похоронили в её могиле, так как не было средств на новые.
От непомерного богатства – к нищете – таковы судьбы несчастных семей, вынужденных эмигрировать из России после революции.

Читайте также:  Драгоценная шкатулка: 2 новых проекта частных домов в стиле «люкс» от Ирины Силка

Дворец кн. Юсуповых. Жилые покои Феликса Феликсовича и Ирины Александровны

«Кое-что» означало почти полную перестройку интерьеров, выполненных арх. А.П.Вайтенсом в 1910-13гг., когда молодой князь находился в Англии. Княгиня Зинаида Николаевна и князь Феликс Феликсович-старший были вполне довольны реконструкцией Вайтенса. У их сына было иное мнение. Его художественные пристрастия сформировались, по-видимому, в период обучения в Оксфорде под влиянием входившего в моду «эдвардианского» неоклассицизма.

Для работы во дворце князь пригласил начинающего архитектора А.Я.Белобородова. Вместе с ним они собрали коллектив единомышленников, куда вошли художники В.М.Конашевич, Н.А.Тырса и С.В.Чехонин, принадлежащие к младшему поколению мирискусников. Их творческим эталоном были русский ампир, культура екатерининских и александровских времен.
Синтезом этих направлений стали интерьеры этой части дворца. Цветовая гамма росписей с приглушенными пастельными красками, будто покрытыми дымкой времени, присуща уже эпохе модерна.

«Мы никогда не пользовались этим жильем, которому отдали столько стараний»
Свадьба Феликса и Ирины состоялась 9(22) февраля 1914г. в Аничковом дворце. В тот же день молодые уехали в путешествие: Париж, Египет, Иерусалим, Италия.

К моменту их возвращения через Германию, Данию и Швецию началась война. Работы в бельэтаже еще продолжались.

На фото в заголовке поста – камин в Большой гостиной Ф.Ф.Юсупова. Это единственное помещение, вытянутое в плане вдоль набережной. Полукруглая ниша зрительно увеличивает его объем.

Росписи интерьеров выполнены С.В.Чехониным

Самым большим интерьером на половине молодых был танцевальный зал

Зал вытянут в глубину участка. Его объем визуально увеличен полуротондой, украшенной зеркалами. Их разделяет двойная колоннада коринфского ордера

За нею находились помещения зимнего сада и курительной. Сейчас здесь часть экспозиции из Казани, повествующей о роде Юсуповых от Юсуф-мурзы до героя нашего рассказа

Еще два снимка интерьеров помещений, примыкающих к танцевальному залу

Часть интерьеров уходила в глубину участка. «Во дворе были часовня и наши собственные апартаменты: спальня и будуар Ирины выходили на юг, мозаичный бассейн и маленькая гардеробная… с витринами для драгоценностей Ирины».
Это Малая гостиная (будуар Ирины Александровны)

Ее альковная часть с изысканной отделкой сусальным серебром именуется Серебряным будуаром

Покрытие серебра, к сожалению, со временем приобрело медный оттенок. В полуциркульных нишах будуара были выполнены фонтаны слез с чашами из полудрагоценных камней.
Интерьеры Малой гостиной

Отсюда можно пройти в Спальную комнату. В ее большой альковной части кровать и ночные столики

В другой части – выходящее во двор окно, камин и очень симпатичная лампа

Здесь же потайная дверь в хранилище драгоценностей и лесенка наверх в Студию (рисовальную комнату Ирины). Там работал коллектив художников, и сейчас развернута посвященная им экспозиция.

Вот фотографии творческих единомышленников молодого князя

Другая дверь из спальной ведет в ванную комнату (реконструирована)

В ней еще есть ваза, рядом – симпатичный туалет

Из ванной в свою очередь можно пройти в подвал, где находятся комната с мраморным бассейном, напоминающим римские термы. В ней мраморный камин с маской Диониса

Подвальный ход уводит вдаль, кажется в ту самую Столовую, ставшую последним пристанищем Григория Распутина… Но, это уже совсем другая история

«Ну и нафантазировали же вы здесь, батенька…»
Это слова А.Н.Бенуа, посетившего интерьеры молодых Юсуповых. Действительно, тут было реализовано множество «причуд», соответствовавших характеру князя. Одной из них была необычная комната – зеркальный восьмигранник. Четыре двери с зеркалами были ложными, четыре других вели в разные помещения, в том числе, в подвальную Столовую. Когда двери были закрыты, комната казалась не имеющей выхода.
Бенуа закончил свою фразу пророческими словами «Вот увидите, что-нибудь да произойдет здесь».

По возвращении в Россию из свадебного путешествия молодые Юсуповы жили в Петергофе с императрицей Марией Федоровной, затем в Елагином дворце, затем поселились на Мойке в комнатах наверху, где Феликс жил когда то с братом Николаем.
21 марта 1915 года у них родилась дочь Ирина.
Потом была ночь на 17 (30) декабря 1916г., события которой развернулись среди описываемых интерьеров, допросы, ссылка в усадьбу Ракитное.
Юсуповы ненадолго вернулись во дворец на Мойке после Февральской революции. Работы по отделке их покоев «постепенно приостановились из-за уже открытых демонстраций, стычек с полицией. с войсками».
Вскоре они навсегда покинули свой дом и свою страну.

P.S. В дополнение привожу снимки уникальных интерьеров Фарфорового кабинета на 2-м этаже дворца, которые, почему-то достаточно сложно отыскать в сети.

Снимки интерьеров принадлежат автору и Сергею Котелко. Частично использованы материала книги А.В.Зайцевой «Наступает Серебряный Век»

Симфония ажура: проект 3х комнатной квартиры от Оксаны Юсуповой и Валентины Пионкиной

Эту двухкомнатную квартиру в кирпичной башне декоратор и автор блога «На волне декора» Оксана Пантелеева и ее муж Алексей купили в 2004 году. За проектом планировки обратились к архитектору Полине Лебедевой. «В то время я еще не занималась дизайном профессионально. Хотя уже тогда понимала, насколько важно, чтобы интерьер прежде всего был эргономичным», – говорит хозяйка.

Планировка

Изначально в квартире было только две монолитных перегородки. Дверной проем в приватную часть решили перенести, чтобы избавиться от длинного коридора. Также за счет прихожей почти в три раза увеличили площадь технического санузла. Благодаря этому решению в нем удалось разместить все необходимое сантехническое оборудование, а также обустроить мини-прачечную.

Но на этом перепланировка не закончилась: просторную лоджию присоединили к спальне. Поскольку радиаторы не переносили, согласовать эти изменения смогли без труда. Сейчас на лоджии находится кабинет Оксаны. За тепло отвечает электрический конвектор.

Портал между кухней и гостиной решили оставить как есть: идея иметь просторную общественную зону пришлась хозяевам по душе. Декоратор лишь немного уменьшила проем: иначе вписать в интерьер кухни барную стойку не получалось.

Последняя, кстати, – любимое место в доме Оксаны. «Здесь мы с мужем завтракаем, обедаем и ужинаем, любуясь панорамой на город, – рассказывает хозяйка. – А еще долгое время барная стойка была моим рабочим столом. Я ведь рисовала эскизы акварелью, а в этом деле очень важно хорошее освещение, которое есть только тут».

Читайте также:  Инстинкт охотника: проект 2х комнатной квартиры в этническом стиле

Интересный факт: балясины, которые выполняют роль ножек стойки, Оксана нашла в школе «Детали».

Оформление и отделка

Поскольку окна квартиры выходят на одну сторону, ставку решили делать на солнечный желтый цвет. За годы проживания в квартире взгляды хозяйки на дизайн кардинально поменялись. Ванильные стены в прихожей были перекрашены в глубокий изумрудный цвет, а желтые в гостиной – в светло-серый, как питерское небо. Здесь же появилась настенная роспись в стиле шинуазри – Оксана сделала ее сама.

«Когда я покупала краску, сотрудники компании San Marco показали мне новую венецианскую штукатурку. Она была настолько пастообразная, что напоминала творожный сыр, – находка для художественных работ. Ребята попросили меня протестировать ее и вручили грамм 400», – вспоминает Оксана Пантелеева. – Помимо штукатурки для росписи я использовала акриловую краску, смешанную с гризалью от МаратКа. Последняя дает приятную прозрачность, достичь которой с помощью одного акрила практически невозможно».

Кухня тоже изменилась: стены перекрасили в светлый оттенок, а янтарного цвета керамогранит на фартуке сделали белоснежным. Декором служит голова оленя, которую Оксана нарисовала сама.

Следом перемены пришли в спальню: вместо синих стен здесь появились белые с серым фризом; а на смену пушистому голландскому ковролину пришла паркетная доска темно-коричневого цвета – ее муж Оксаны укладывал своими руками.

Интерьер и домашние питомцы

У Оксаны и Алексея есть домашние питомцы – корги Тарра и кошка Дуся. «Начиная ремонт, я твердо знала, что обязательно сделаю американскую дверь для животных – не хотелось жить с открытой дверью в санузле, – вспоминает Оксана. – Реализовать задумку не составило особого труда. Единственное, американские дверцы не стыкуются с обычными дверьми: они рассчитаны на более тонкое полотно. Поэтому во время монтажа пришлось немного поломать голову, но с задачей справились».

Питомцы Оксаны чувствуют себя свободно во всей квартире: начиная от мягкого серебристого дивана в гостиной (его особенно любит Тарра), заканчивая верхними ящиками кухонного гарнитура – время от времени променады здесь устраивает Дуся.

Хранение

Оксана и Алексей часто путешествуют и из всех поездок стараются привозить интересные находки. Неудивительно, что системы хранения в квартире тщательно продуманы. В прихожей за текстильной перегородкой разместился огромный гардероб. В спальне есть вместительный шкаф с зеркальными дверцами – они визуально увеличивают площадь небольшой комнаты. Здесь же, в зоне кабинета, находится стеллаж для книг (переделанный ПАКС от ИКЕА) и полочки, сделанные Алексеем для Оксаны.

В нишу в гостиной отлично вписался еще один книжный стеллаж. Тоже из ИКЕА. Изначально он был коричневого цвета. Пара перекрасила его в белый цвет и дополнила секциями. Поскольку у Оксаны много книг, которыми она постоянно пользуется, от дверей намерено отказались.

С хранением на кухне справляются кухонный гарнитур со множеством шкафчиков и открытые полки. А еще здесь есть кладовка – в ней удобно хранить не только соленья, но и раскладной стол на случай прихода гостей. Все остальные системы хранения (3 кладовки) удалось разместить за пределами квартиры – в просторном коридоре на этаже.

Про мебель и декор

Интерьер наполнен не только книгами, но и многочисленными находками. Большую часть мебели Оксана в буквальном смысле принесла с улицы или купила за бесценок в интернете. Так, советские стульчики в прихожей и изумрудного цвета сундук нашли на помойке; подстолье круглого стола в гостиной Оксана купила на «Молотке» у киношников, а столешницу к нему – в ОБИ.

Многие предметы в интерьере – дело золотых рук Алексея (например, комод в гостиной, фурнитуру для которого пара привезла из США); другие – наследство от бабушек (столик в коридоре и пестрый ковер). Не обошлось в интерьере и без ИКЕА: журнальный столик, стулья, кресло были куплены в магазине шведского бренда и частично кастомизированы.

Освещению в этом интерьере отведена далеко не последняя роль. Интересно, что ставка сделана не на потолочный светильник, а на закарнизную подсветку с диммером. Для полотен продумана специальная подсветка. «Мне был важен хороший свет в интерьере, чтобы я могла работать 24 часа в сутки: ведь я много времени проводила за мольбертом. За него отвечает немецкое освещение с диммером.

А вот люстра, которую мы купили с большой скидкой в маленьком магазинчике в Амстердаме, скорее висит для красоты – мы ей практически не пользуемся. Бра в гостиной – мамин подарок, – рассказывает Оксана. – А солнечные настольные лампы я привезла в прошлом году из Америки. Увидела в Лос-Анджелесе и, не раздумывая, купила. Захотелось вернуться к желтому цвету, но уже в деталях».

В квартире есть что поразглядывать: повсюду картины, диковинки с блошиных рынков, антикварные вещицы, винтаж. «Я не боюсь покупать вещи и не против, если мне дарят всякую всячину, – из сувениров можно создать огромное количество композиций, – комментирует Оксана. – Да и магнитики на холодильнике меня не смущают, пусть висят, главное – их хорошо скомпоновать. У меня сейчас, например, весь холодильник завешан открытками, которые мне подарили на Новый год читатели моего блога. Это безумно приятно: я сто лет не получала писем. А тут приехала из отпуска, открыла почтовый ящик – а в нем огромное количество писем. Вот и магниты пригодились».

Прогулки по Петербургу. Особняк кн. З.И.Юсуповой на Литейном

Облицовка фасада здания была выполнена из природного камня (песчаника) местных, гатчинских,и бременских пород.

Резные дубовые входные двери тамбура целиком снять не удалось — тамбур тесный и высокий, поэтому выкладываю по частям.

Парадный вестибюль

Парадная лестница, вид сверху

Потолок парадной лестницы. Плафоны и медальоны на парадной лестнице выполнены художником Н.Майковым.
Все лепные работы выполнены артелью лепщика Т.П.Дылёва, чей особняк находится на Обводном канале
Дополнительное освещение парадной лестницы достигалось через стеклянный потолочный плафон.

Герб Юсуповых-Нарышкиных на парадной лестнице

В виду того, что в здании сейчас находятся учреждения, для экскурсий открыты только три зала.
С парадной лестницы входим в кабинет Зинаиды Ивановны.

Потолок в кабинете

Муляж камина в кабинете. Оригинал таинственным образом исчез после войны

Картины на стенах — копии. Оригиналы — в Абрамцеве.

Резьба на стенах

Освещение в кабинете осуществлялось через стеклянный потолочный плафон и окно на парадную лестницу. Сейчас оно выглядит так

Также с парадной лестницы — вход в официантскую комнату


А из неё — Розовую гостиную. Медальоны Розовой гостиной выполнены художником К.Полем.

Оригинальный паркет на полу

Камин

Практически на всех дверях парадных залов — одинаковый рисунок резьбы — женские головки

Белый (танцевальный) зал

Далее перешли в бывший Зимний сад

В начале ХХ века, когда зданием владел правнук княгини — Ф.Ф.Юсупов, помещения сдавались в аренду. В Зимнем саду располагался Театральный клуб при Союзе драматических и музыкальных писателей. Здесь получил свою первую прописку знаменитый театр пародии «Кривое зеркало».
В настоящее время здесь располагается концертный зал общества «Знание».

После окончания экскурсии заглянула в некоторые незапертые комнаты. Там тоже обнаружила красивую лепку

В 1855 году проект особняка был дополнен домовой церковью.
Особое разрешение на то было дано Священным Синодом княгине З.И. Юсуповой по причине её болезни, из-за которой она не могла посещать церковных служб вне дома.

Домовая церковь была расположена на третьем этаже служебного флигеля.
Деревянные купол и свод, опирающиеся на пристенные столбы, были выполнены известным плотником Лапшиным.

Иконостас церкви, украшенный резной позолотой, спроектирован художником и архитектором А. М. Горностаевым.
У правого клироса был размещен образ Покрова Святой Богородицы, у левого – покровительницы княгини Юсуповой, мученицы Зинаиды. Освящена же церковь была только в 1861 году во имя Покрова Святой Богородицы.

В церкви была установлена уменьшенная модель часовни Иверской Божией Матери, а также находился слепок руки императора Николая I.

После национализации дворца здание церкви оказалось утраченным и сохранилось только в акварелях В.С.Садовникова, который по просьбе княгини создал более 30 акварелей с изображением интерьеров особняка.

После смерти княгини З.И. Юсуповой в 1893 году представители княжеского рода владели особняком еще 15 лет.
Последним владельцем (до 1908 года) был правнук княгини Феликс Юсупов (младший).
В годы Первой Мировой войны в особняке располагался госпиталь.
После революции здание было национализировано и поступательно передавалось различным организациям.
В 1950 г. здание перешло в распоряжение общества «Знание» (там располагался центральный лекторий).
Сейчас в здании находится Институт внешнеэкономических связей, экономики и права.

Ссылка на основную публикацию