Вариации на тему: 3 имиджа для одной террасы, мини-курс в картинках

Простой гид, который сделает вас экспертом в стилях интерьера

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Наши дома являются отражением не только нас самих, но и культуры, в которой мы живем. Так и дизайн интерьера меняется в зависимости от страны.
Мы в AdMe.ru разобрали для вас некоторые из наиболее узнаваемых стилей, которые теперь стали ближе, чем кажется.

Скандинавский стиль

Простота, минимализм, функциональность

  1. Светлые и приглушенные цвета
    Полы, стены и потолки, как правило, окрашены в белый, чтобы сохранить пространство ярким в течение долгой и темной зимы.
  2. Натуральные материалы
    Будь то пол, мебель или элементы декора — скандинавский дизайн включает в себя много дерева. Обычно используется светлая древесина, такая как бук, ясень и сосна.
  3. Естественный свет
    Поскольку в скандинавских странах темно в течение всего года, необходимо больше естественного света. Приветствуются большие окна и легкие занавески.
  4. Простые линии и формы
    Стиль интерьера направлен на максимальный комфорт, его должно быть просто поддерживать в чистоте, поэтому в нем отсутствуют вычурные детали и формы.
  5. Свободное пространство
    Традиционно скандинавские дома были очень маленькими и не допускали большого количества вещей. Сейчас дома стали больше, но идея сохранения пространства от беспорядка осталась важным аспектом дизайна.
  6. Уютный текстиль
    В странах с холодным климатом неудивительно, что часть декора приходит в виде шкур, ковров, подушек и пледов. Они не только создают ощущение тепла и уюта, но также добавляют еще один слой текстуры в пространство.
  7. Освещение
    Освещение в Скандинавии жизненно важно и крайне почитается, потому светильники и лампы присутствуют в большом количестве.

Для кого?

Для минималистов с любовью к натуральным материалам. Также подходит для небольших квартир и пространств, лишенных естественного света.

Марокканский стиль

Богатство, роскошь, экзотика

  1. Яркие акценты
    Цветовая гамма, присущая марокканскому интерьеру, чаще всего представлена пустынными или морскими оттенками. Преобладают яркие красные, оранжевые, зеленые и синие тона в сочетании с нейтральным фоном.
  2. Арки и закругленные дверные проемы
    Красивые арки и изогнутые дверные проемы в виде замочной скважины — одни из самых узнаваемых элементов стиля.
  3. Подвесные фонари
    Красочные фонари из тонированного стекла и латуни или меди создают экзотическую атмосферу и используются как снаружи, так и внутри.
  4. Роскошные ковры
    На сегодняшний день марокканские ковры — одни из самых узнаваемых в мире. Традиционно их орнамент сосредоточен на абстрактных и геометрических узорах в красочной или в современной нейтральной палитре.
  5. Смелые узоры
    Геометрические принты, вдохновленные традиционными марокканскими мотивами, великолепно отображены на подушках, ковриках и мягкой мебели.
  6. Низкие кушетки и пуфы
    Расшитые вручную во всевозможных цветах и стилях, низкие сидения являются идеальным дополнением к зоне отдыха.
  7. Обилие ткани
    Марокканские ткани, такие как шелк или другой мягкий текстиль, могут использоваться в качестве драпировки или защиты мебели.

Для кого?

Теплый и приветливый облик стиля идеально подходит для любителей экзотики, не лишенной элегантности.

Японский стиль

Гармония, традиции, гибкость

  1. Многофункциональность
    Эффективное использование ресурсов является фундаментальной частью японской культуры. По этой причине мебель выбирается раздвижная.
  2. Низкая, компактная мебель
    Традиционно низкие и компактные предметы мебели в Японии помогают извлечь выгоду из ограниченного жилого пространства.
  3. Природные материалы
    Японцы известны своим уважительным отношением к природе, поэтому в интерьере, как правило, используются натуральные материалы, такие как кедр, бамбук, шелк, рисовые соломенные маты и бумага.
  4. Простота
    Стремление к минимализму, заложенное в японской культуре, и пространство в комнате не менее важны, чем элементы дизайна. Комната не должна содержать лишних предметов интерьера и иметь загроможденный вид.
  5. Нейтральные цвета
    В японском интерьере часто используются натуральные, естественные цвета, чтобы обеспечить простой фон. Кроме того, естественные цвета минимизируют чувство беспорядка, что также важно для восточного дизайна.
  6. Дополнительное освещение
    Искусственные источники света вводятся таким образом, чтобы извлекать максимальную пользу, но не привлекать внимание.
  7. Раздвижные двери и перегородки
    Жилье в Японии — одно из самых дорогих в мире, а дома, как правило, небольшие. Чтобы сэкономить пространство, в интерьере используются раздвижные двери.

Для кого?

Из-за использования устойчивых материалов и строгих линий этот стиль привлекает эколюбителей и тех, кому нравится минимализм.

Мексиканский стиль

Яркость, аутентичность, уют

  1. Яркие цвета
    Огромная цветовая палитра является отличительной чертой мексиканского дизайна интерьера, включая в себя насыщенные тона и яркие оттенки красного, оранжевого, синего и зеленого.
  2. Керамика, расписанная вручную
    Традиционная мексиканская керамика подразумевает ручную роспись и широко представлена в виде ваз, плиток и цветочных горшков.
  3. Текстиль ручной работы
    Этот стиль — богатый источник тканого и вышитого текстиля, который можно использовать в виде цветных одеял, декоративных подушек и ковров.
  4. Геометрические узоры
    Аксессуары, расписанные и расшитые племенными узорами, часто украшают дома в качестве предметов, передающихся из поколения в поколение.
  5. Терракота
    Плитка из обожженной красной или желтой глины является ключевым элементом дизайна. Традиционно она покрывает пол не только в ванной и кухне, но и в жилых комнатах.
  6. Простая деревянная мебель
    Предметы мебели изготавливаются вручную из максимально доступного и недорогого дерева, например, из сосны.
  7. Декоративные коврики
    Яркие ковры ручной работы занимают центральное место в комнате, исполняя декоративную роль. Голые полы из твердых пород дерева или каменной плитки больше соответствуют простому мексиканскому декору, чем застеленные плотным ковром.

Для кого?

Этот стиль для творческих людей, стремящихся к уютному дому, наполненному яркими оттенками и вещами, сделанными своими руками.

Французский стиль

Мягкость, элегантность, изысканность

  1. Пастельные тона
    Интерьер во французском стиле наполнен пастельными тонами: бежевым, белым, бледно-розовым, карамельным, бледно-голубым, бледно-желтым, светло-зеленым.
  2. Обилие декоративных элементов
    Это могут быть предметы искусства, рамки с фотографиями на полке, вазы, зеркала в резной позолоченной раме, свечи. Но ничто не отражает очарование этого стиля больше, чем присутствие всех деталей сразу.
  3. Золочение
    Позолота, чаще состаренная, является важным элементом французского стиля. Применяясь к различным объектам, таким как рамы картин и зеркал или подсвечники, она характеризует богатство и роскошь.
  4. Плавные линии
    Во французском интерьере практически отсутствуют острые углы. Декор, мебель — все, вплоть до изогнутых ножек кресла, имеет плавные очертания.
  5. Винтажная мебель
    Франция славится своими блошиными рынками, на которых можно найти множество предметов декора. Заполучить вещь, имеющую немного потертый, но не изношенный вид, — редкая удача, ведь она добавит интерьеру особый шик.
  6. Элегантное освещение
    Люстра является отличным решением для создания еще более «французской» атмосферы. Наилучшим выбором станет шелковый абажур с бахромой или бусинами или полностью кованый канделябр.
  7. Лепнина
    Французы любят этот элемент декора и не упускают возможности использовать его везде, где только можно. Обычно лепнина подчеркивает высокий потолок, карнизы или камин.

Для кого?

Стиль подходит для тех, кто хочет создать обстановку, на которую не влияют веяния моды, а также для любителей подбирать и сочетать предметы декора.

Английский стиль

Традиционность, вещизм, камерность

  1. Открытые полки
    Шкафы или стеллажи с открытыми полками заставлены книгами, декоративной посудой, фотографиями в рамках и всевозможными семейными реликвиями.
  2. Обои
    Современный интерьер отошел от типичных для викторианской эпохи темных красок и перешел на светлую цветовую гамму, оставив свойственный цветочный орнамент и текстуру.
  3. Благородное дерево
    Для английского стиля дерева просто не бывает много. Шкафы, деревянные панели, паркет, карнизы, только натуральный массив и ценные породы.
  4. Обилие аксессуаров
    Небольшие мраморные бюсты, вазы, сувениры, декоративные подушки — все это может и должно присутствовать в английском интерьере. При этом все предметы должны хорошо просматриваться.
  5. Теплые тона
    Стиль характеризуется натуральными, приглушенными цветами. Наиболее подходящими будут различные оттенки коричневого, красного и желтого, а также теплый зеленый и серый.
  6. Загроможденность
    В английском интерьере предметы не принято ставить к стенам, чтобы сэкономить и освободить пространство. Напротив, все должно стоять в центре комнаты, создавая уютную, наполненную обстановку.
  7. Кресло с «ушами»
    Непременный атрибут стиля — кресло с высокой спинкой и характерными выступами в верхней части. Такой дизайн фокусирует тепло и защищает от сквозняков — идеальный вариант для времяпрепровождения с книгой у камина.

Для кого?

Для тех, кто не желает обходиться малым количеством вещей и кому не хватает спокойной и размеренной атмосферы.

Русский стиль

Простота, естественность, традиции

  1. Натуральные материалы
    Русский интерьер не допускает пластика, стекла или блестящего металла. Предпочтительно использование натурального дерева как для внутренней отделки, так и в качестве основного материала для мебели.
  2. Простая мебель
    Мебель деревянная или плетеная, максимально простая, функциональная и с грубой обработкой. Главная особенность — незатейливые правильные формы и простота исполнения.
  3. Традиционные элементы
    Особый уют создают плетеные коврики, вязаные накидки и лоскутные одеяла (пэчворк), тонкие занавески из прозрачного кружева, глиняные горшки, медная посуда и расшитые полотенца и салфетки.
  4. Естественные цвета
    Базовые цвета максимально естественных, приглушенных оттенков — коричневых, красных, бежевых. Акценты и аксессуары могут быть яркого красного, синего, желтого и оранжевого цветов.
  5. Грубые ткани
    Текстиль выбирается с учетом русских традиций. По большей части это необработанный лен, хлопок и ситец, которые используются для штор, чехлов для мебели, скатертей и постельного белья.
  6. Роспись
    Свойственную стилю традиционную роспись в различных стилях можно наблюдать на посуде, декоративной плитке, шкафах и даже стенах.
  7. Элементы хранения
    Традиционный сундук для хранения вещей чаще встречается как декоративный элемент и заменяется буфетом или открытыми полками, куда выставляются самые красивые вещи.

Для кого?

Для поклонников колоритных вещей, уважающих традиции, или любителей простой и уютной обстановки.

Конспект занятия “Создание своего имиджа”
план-конспект

Занятие проводится с детьми 10-12 лет. Здесь ребята учатся рассуждать, наблюдать, делать правильные выводы и разбираться в людях.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_zanyatiya.docx23.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия “Создание своего имиджа”

Цель: учить работать над созданием собственного имиджа и имиджа класса; развивать чувство ответственности за создание собственного имиджа, имиджа класса и имиджа гимназии; воспитывать умение работать в коллективе.

Метацель : формировать умение анализировать, предвидеть результат, объективно оценивать свои внутренние качества; принимать во внимание мысли других людей в определении собственной позиции и самооценки

Форма проведения : лайф-коучинг.

Интеграция предметов : русский язык и литература, этика, информационные технологии, логика, музыкальное искусство.

Продолжительность: 30 мин

– Я рада вновь видеть вас на нашем занятии. Давайте поприветствуем наших гостей (учителей нашей школы).

II. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ

– Сегодняшнее занятие я хочу начать с притчи. Послушайте ее внимательно и дайте ответ: «Почему расстроился учитель?»

– Один старец призвал своих учеников и показал им лист белой бумаги, в середине которого стояла черная точка. «Что вы здесь видите?»- спросил старец. «Точку»,- ответил один. «Черную точку»,- подтвердил другой. «Жирную черную точку»,- уточнил третий. И тогда их любимый учитель сел в угол и заплакал.

– «Скажи нам, о чем ты так горько плачешь?» – удивились ученики. (Ответы учащихся). Послушайте, что же ответил учитель: «Я плачу о том, что все мои ученики увидели только маленькую черную точку, и никто из них не заметил чистого белого листа…» Как часто мы судим о человеке только по его маленьким недостаткам, забывая о достоинствах, которые и создают представление о человеке, о его ИМИДЖЕ.

– Ребята, начало нашего занятия – это белый лист, который мы должны заполнить знаниями об имидже. На протяжении всего занятия мы должны ответить на ряд вопросов:

1) Что такое «имидж»?

2) Нужен ли школьнику «имидж»?

3)Что помогает имиджу, а что мешает?

4) С чего складывается имидж класса?

– В конце занятия мы должны вывести ФОРМУЛУ ИМИДЖА.

– Чтобы многому научиться и многое познать и достичь успеха, человеку нужен имидж. В наше время – это слово очень популярное.

III. АССОЦИАЦИАТИВНЫЙ КУСТ «ИМИДЖ»

– Какие ассоциации у вас возникают с этим словом «ИМИДЖ» ( успех, хорошее поведение, знания, опрятность, стиль, поведение)

IV. СПРАВОЧНОЕ БЮРО

– Один из вас я знаю подготовил сообщение о происхождении и толковании слова «ИМИДЖ».

Выступление 1 учащегося: Слово «имидж» происходит от английского слова «представление», «образ». Под имиджем в общепринятом смысле понимается впечатление, производимое конкретным человеком на окружающих. Обычно слово «имидж» применяют именно к людям.

Имидж – это образ человека, включающий в себя внешность, манеру поведения, общения, способствующие воздействию на окружающих. ( дополняется ассоциативный куст словами: образ, речь)

V. РАЗБОР СИТУАЦИЙ «ДИАЛОГИ ЛЮДЕЙ»

– А сейчас мы посмотрим несколько сценок из жизни. Посмотрите внимательно и дайте оценку их поступкам. Как это сказывается на имидже ребят?

Маша: Алло, Катя, это ты?

Мама : Нет, это не Катя. А кто ее спрашивает?

Маша: Да, так, знакомая. А где Катя?

Мама : Ее нет дома. Что ей передать?

Маша: Вот коза, обещала меня подождать, а сама куда-то слиняла!

Мама : Простите, я с вами в таком духе не могу дальше разговаривать.

– Что можно сказать о разговоре Маши с мамой? Как она общалась?

Вывод: культура общения помогает имиджу человека, а невежливость и грубость наоборот вредят.

К доске выходят 2 мальчика.

– На самостоятельной по математике Сергей обнаружил, что в авторучке закончились чернила.
Сергей: Ой, чернила закончились!
А н т о н : А у меня запасная ручка есть!
Сергей: Будь другом, дай, а то мне Татьяна Николаевна пару влепит!
А н т о н : А что ты мне за это дашь?
С е р г е й : Ну, денег дам, сколько ручка стоит?
А н т о н : Да зачем мне твои копейки? Будешь за меня дежурить всю неделю! Годится?
С е р г е й: Да ладно, давай уж!
– Ребята, правильно ли поступил Антон? Как бы вы поступили на его месте?
Вывод : человек у которого есть свой имидж – воспитанный , вежливый, культурный.

Ситуация 3:
К доске выходят два ученицы Даша и Маша.
Даша уже 2 часа делает уроки, и тут к ней приходит ее подруга Маша.
Маша: Гулять пойдешь?
Д а ш а: Да я еще задачу по математике не решила. Никак не получается! Еще и сочинение по русскому писать!
М а ш а : Да не переживай! Я все решила, как всегда, дам списать!
Д а ш а : О! Ес! Ты настоящая подруга!

– Права ли Маша? Как бы вы поступили на месте девочки?
Вывод: Из чего состоит имидж друга? (Дети из предложенного перечня выражений выбирают те, которые соответствуют по их мнению ИМИДЖУ друга: неумение держать слово, доброжелательность, безответственность, уважение к людям, нескромность, искренность, соблюдение этикета, неумение хранить чужую тайну).

VІ. УПРАЖНЕНИЕ – ТЕСТ «Я = ИМИДЖ!»

– Дома вы работали с упражнением – самооценкой «Я = имидж!», где вы поставили себе оценку. Обменяйтесь с соседом по парте листочками и поставьте оценку соседу. Сравните результаты. У кого они совпали? У кого не совпали? Подумайте, над чем вам нужно поработать? (упражнение –тест учащиеся вкладывают в папку «Мой путь к успеху».)

МИНИ-КУРС БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

И ИХ РАЗВЕРТКИ

Преподаватель – Мария Шевченко

Второй мини-курс из Базового блока 3D-конструирования одежды

Создавать 3D формы юбки с помощью инструментов Loft и Network

Работать с историческими зависимостями

Менять размер в объеме, давать прибавки к форме

Рисовать на поверхности линии или копировать их с фотографии

Разрезать изделие на части и разворачивать лекала

15 видеоуроков и 6 домашних заданий дадут вам полную информацию об алгоритмах работы с 3D формами в проектировании одежды, способах их построений и развертки. Знания будут подкреплены серьезной практикой, которая гарантирует 100% усвоение материала.

Какие темы мы рассмотрим

  • исследование сечений тела
  • построение линий обхватов ретопологией скана
  • симметричный Loft
  • построение каркаса юбки ретопологией скана
  • построение обхватов по каркасу

Создание исторических зависимостей

  • работа с историей
  • построение Network и Loft поверхностей с историей
  • работа инструментом Scale
  • работа инструментом Taper
  • устройство поверхностей в Риноцерос
  • изокривые, лицо-изнанка и шов поверхности
  • Mesh и NURBS поверхности

Рисование на поверхности

  • рисование встроенными инструментами Риноцерос
  • рисование с помощью стороннего плагина, его установка и создание кнопки
  • рисование по фотографии — проецированием линий
  • команда Squish
  • создание собственного инструмента развертки с заданными параметрами
  • исследование, как должна быть порезана поверхность для адекватной ее развертки
  • перенос линий с лекал на объемную форму — Squish back

Что понадобится для прохождения курса

Компьютер стационарный или портативный со следующими характеристиками:

– 8 Гб и более оперативной памяти желательно, минимально 4 ГБ;

– наличие соединения с интернетом для загрузки программы;

– 600 Мб свободного пространства на жестком диске;

– рекомендуется видеокарта с поддержкой OpenGL 2, но другие тоже могут подойти;

– 3-х кнопочная мышь со скроллингом;

– операционная система – от Windows 7 (64 бит) и старше.

Вам понадобятся установленные на компьютере программы, по которым проводится обучение. О том, где их взять и как установить, мы рассказываем в бесплатном уроке «Rhinoceros. Полезные Миниуроки», который находится во вкладке Тренинги на нашем сайте. Если Вы не собираетесь приобретать в ближайшее время программу, Вы можете использовать ее бесплатно в течение 90 дней.

СТОИМОСТЬ УЧАСТИЯ

Видео-лекции
+
Проверка домашних работ преподавателем+
Доступ к материалам курса
на время обучения
Консультация преподавателя в чате курса по любым темам курса+
Общение с другими студентами курса в чате курса+
Сертификат при успешной сдаче всех заданий в срок+
Период обучения6 недель
ЦЕНА7 900 р.

Построение объемных форм и их развертки

7 900 руб.

100% гарантия возврата денег

Если вы прошли не более 3-х уроков и поняли, что формат обучения вам не подходит, мы вернем деньги.

Просто напишите нам на почту или в службу поддержки, и в течение 1-3 дней деньги нами будут отправлены назад.

МИНИ-КУРС БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

И ИХ РАЗВЕРТКИ

Преподаватель – Мария Шевченко

Второй мини-курс из Базового блока 3D-конструирования одежды

Создавать 3D формы юбки с помощью инструментов Loft и Network

Работать с историческими зависимостями

Менять размер в объеме, давать прибавки к форме

Рисовать на поверхности линии или копировать их с фотографии

Разрезать изделие на части и разворачивать лекала

15 видеоуроков и 6 домашних заданий дадут вам полную информацию об алгоритмах работы с 3D формами в проектировании одежды, способах их построений и развертки. Знания будут подкреплены серьезной практикой, которая гарантирует 100% усвоение материала.

Какие темы мы рассмотрим

  • исследование сечений тела
  • построение линий обхватов ретопологией скана
  • симметричный Loft
  • построение каркаса юбки ретопологией скана
  • построение обхватов по каркасу

Создание исторических зависимостей

  • работа с историей
  • построение Network и Loft поверхностей с историей
  • работа инструментом Scale
  • работа инструментом Taper
  • устройство поверхностей в Риноцерос
  • изокривые, лицо-изнанка и шов поверхности
  • Mesh и NURBS поверхности

Рисование на поверхности

  • рисование встроенными инструментами Риноцерос
  • рисование с помощью стороннего плагина, его установка и создание кнопки
  • рисование по фотографии — проецированием линий
  • команда Squish
  • создание собственного инструмента развертки с заданными параметрами
  • исследование, как должна быть порезана поверхность для адекватной ее развертки
  • перенос линий с лекал на объемную форму — Squish back

Что понадобится для прохождения курса

Компьютер стационарный или портативный со следующими характеристиками:

– 8 Гб и более оперативной памяти желательно, минимально 4 ГБ;

– наличие соединения с интернетом для загрузки программы;

– 600 Мб свободного пространства на жестком диске;

– рекомендуется видеокарта с поддержкой OpenGL 2, но другие тоже могут подойти;

– 3-х кнопочная мышь со скроллингом;

– операционная система – от Windows 7 (64 бит) и старше.

Вам понадобятся установленные на компьютере программы, по которым проводится обучение. О том, где их взять и как установить, мы рассказываем в бесплатном уроке «Rhinoceros. Полезные Миниуроки», который находится во вкладке Тренинги на нашем сайте. Если Вы не собираетесь приобретать в ближайшее время программу, Вы можете использовать ее бесплатно в течение 90 дней.

СТОИМОСТЬ УЧАСТИЯ

Видео-лекции
+
Проверка домашних работ преподавателем+
Доступ к материалам курса
на время обучения
Консультация преподавателя в чате курса по любым темам курса+
Общение с другими студентами курса в чате курса+
Сертификат при успешной сдаче всех заданий в срок+
Период обучения6 недель
ЦЕНА7 900 р.

Построение объемных форм и их развертки

7 900 руб.

100% гарантия возврата денег

Если вы прошли не более 3-х уроков и поняли, что формат обучения вам не подходит, мы вернем деньги.

Просто напишите нам на почту или в службу поддержки, и в течение 1-3 дней деньги нами будут отправлены назад.

Тема с вариациями

Тема с вариациями

Если вы когда-нибудь смотрели фильм «День сурка» с Биллом Мюрреем (или «Осторожно, двери закрываются!», «Эффект бабочки», «Назад в будущее»…), то вы уже знаете, что такое тема с вариациями.

В этих фильмах с каждым изгибом сюжета видоизменяются образы героев или обстоятельства, в которые эти герои попадают, но при этом кое-что обязательно остается неизменным.

Где бы ни происходило действие – в настоящем, прошлом или будущем – на врагов Марти МакФлая все равно опрокидывается прицеп с навозом; героиня Гвинет Пэлтроу в обоих вариантах развития событий знакомится со своим будущим бойфрендом; обозреватель погоды Фил Коннорс снова и снова просыпается в гостиничном номере городка Панксатони в День сурка 2 февраля, и большую часть событий, которые ждут его в этот день, он уже выучил наизусть, хотя благодаря его вмешательству они «звучат» каждый раз по-новому.

Примерно по такому же принципу (не буквально, конечно:) строятся и музыкальные вариации, только в них превращениям подвергается музыкальная тема. В каждом варианте (=вариации) она расцвечивается всё новыми красками, а в идеале — еще и поворачивается всё новыми гранями, обретает всё новые черты (в этом случае следить за ее метаморфозами не скучно) .

Пьесы, написанные в форме темы с вариациями — просто находка для скрипачей-виртуозов, которым выгодно блеснуть, представив слушателю сразу всё, на что они способны (флажолеты, двойные ноты, аккорды, пассажи, разнообразные блестящие штрихи…)

Хотя, конечно, задача перед исполнителем здесь не только техническая. Ведь хорошие вариации предполагают разнообразие еще и художественных красок, образов, характеров, настроений: здесь нужно быть одновременно скрипачом, художником и артистом, уметь перевоплощаться.

Вариации Паганини, Эрнста, Хандошкина

Паганини очень любил вариации. Уже в первом своем сольном концерте, который он дал в возрасте 11 лет, он сыграл в том числе и собственные вариации на революционную песню «Карманьола». Позже Паганини сочинил множество вариаций на романтические темы: среди них «Ведьма» на тему из балета «Свадьба Беневенто» Зюсмайра, «Молитва» на одной струне на тему из оперы «Моисей» Россини, «У очага уж больше не грущу я» на тему из оперы «Золушка» Россини, «Сердечный трепет» на тему из оперы «Танкред» Россини, «Как сердце замирает» на тему из оперы «Прекрасная мельничиха» Паизиелло. Самые «бронебойные» по технике паганиниевские вариации — на тему английского гимна «Боже, храни королеву!»

Знаменитый 24-й каприс Паганини, кстати, тоже сплошь состоит из вариаций. Тема каприса — дерзкая, бунтарская — несомненно должна была в свое время прийтись по вкусу карбонариям. За ней следуют вариации, раскрывающие потенциал темы с разных сторон. Первая — каскадами ниспадают сверкающие бусины летучего стаккато, вторая — заплетается сумрачное минорное кружево бариолаж с острыми акцентами, третья — лирическая печальная мелодия, исполненная глубокими октавами на баске. И далее еще семь вариаций, включая вариации терциями и децимами, аккордами и пиццикато левой рукой, и финал из арпеджио и ломаных аккордов, образующих как бы несколько «террас». Все это надо не просто сыграть, а выстроить по форме, чтобы слушатель ощущал себя так, словно его ведут по анфиладам одного и того же здания: должно быть развитие, движение вперед и убедительное завершение.

Другой знаменитый виртуоз прошлых эпох, Генрих Эрнст, тоже не мог пройти мимо жанра темы с вариациями. Он оставил нам «Последнюю розу лета», которой сейчас (вместе с «Боже, храни королеву!») пугают начинающих скрипачей, да и публику заодно. Эта чрезвычайно сложная в исполнении вещь написана на тему одноименной шотландской песни на слова Томаса Мора. Те, кто не в восторге от технических «наворотов» «Розы», мстительно называют ее тупой по содержанию и бедной по музыке. Но они к «Розе» несправедливы. Ведь главное для вариаций в ней есть — прекрасная тема. Есть и сюжет, который вполне способен подпитать воображение. Если вчитаться в слова песни «Tis the last rose of summer», а потом поработать над образом, фразировкой, параллельно послушав эту же песню в других традициях (в исполнении Clannad, например… или оперной дивы Лили Понс, или Дины Дурбин…) — тогда игра с этой пьесой будет совсем другая. Но чтобы она доставила удовольствие, надо, конечно, подчеркивать тему, играть ее красивым звуком несмотря на все обернутые вокруг нее пассажи и рикошеты. То есть надо ее все-таки именно петь

«Русский Паганини» Хандошкин тоже был поклонником виртуозных вариаций . В качестве темы он брал русские народные песни, которые приобретали под его пальцами новый, казалось бы несвойственный им блеск и колорит. Песня «Во поле береза стояла» звучала у него темпераментно и почти бунтарски, — о такой ее природе мы бы без Хандошкина, наверное, и не догадались.

Философские вариации

Не только самые виртуозные, но и самые глубокие по содержанию скрипичные произведения («Фолия» Корелли, «Чакона» Баха) написаны в форме вариаций.

Философский потенциал вариаций велик потому, что ведь и сама жизнь многовариантна. И хотя в реальности нам приходится выбрать лишь один из существующих вариантов (то есть мы лишены возможности увидеть жизнь во всем ее многообразии), в музыке можно поступить иначе. Наблюдая за тем, как развивается в разных плоскостях одна и та же тема, мы можем прийти к множеству интересных мыслей и даже — кто знает? — пожалуй, лучше понять устройство всего живого.

Вариации на выдержанную мелодию

В вариациях этого типа сохраняется мелодия, а варьирование происходит за счёт сопровождающих голосов [K 1] . В силу этого они принадлежат к косвенным вариациям.

Вариации на выдержанную мелодию применяются в основном в вокальной музыке, неизменность мелодии сближает их с куплетными формами (отличие в том, что в этих формах меняется не сопровождение темы, а текст). Их любили русские композиторы — этот тип варьирования особенно соответствовал духу русской песни, соответственно и применялся в операх в хорах и песнях народного характера. В западноевропейской музыке в качестве самостоятельного произведения вариации на выдержанную мелодию — редкость (Гайдн. Квартет ор. 76 № 3, 2-я часть), но в фигурационнных циклах венских классиков могут применяться в качестве начальных вариаций.

Иногда в куплетной форме варьируется не только текст, но и сопровождение (тогда она называется куплетно-вариационной или куплетно-вариантной). В этом случае отличия от вариационной формы переходят в количественную категорию. Если изменения сравнительно невелики и не меняют общий характер, то форма ещё остается куплетной, но при более масштабных изменениях она уже переходит в разряд вариационных.

Применительно к этому типу вариаций несколько меняется понятие строгости и свободы. Строгими называются те вариации, где мелодия остаётся на исходной высоте (пассакалия) Обычная для строгих вариаций неизменность гармонизации здесь неактуальна.

Тема

Тема может быть оригинальной или заимствованной, обычно из народной музыки. Форма темы не регламентирована. Это могут быть одна-две фразы, период, большое предложение, вплоть до простой трехчастной формы (Григ. «В пещере горного короля» из музыки к драме «Пер Гюнт»). Возможны оригинальные формы в случае народного происхождения темы (хор раскольников из III действия «Хованщины» М. Мусоргского).

Варьирование

Варьирование может быть фактурным, тембровым, полифоническим, гармоническим и жанровым.

Фактурно-тембровое варьирование предполагает изменение фактуры, введение нового рисунка, переоркестровку, в хоре — передачи мелодии другим голосам. При полифоническом варьировании композитор вводит новые подголоски или достаточно самостоятельные мелодические линии. Возможно полифоническое оформление самой темы в виде канона и т. п. Гармоническое варьирование выражается в перегармонизации мелодии. Масштабы изменений могут быть разными, вплоть до изменения лада (Глинка. «Персидский хор» из «Руслана и Людмилы», 3-я вариация) [1] :174 или даже переноса мелодии в другую тональность (Римский-Корсаков. Хор «Высота» из оперы «Садко»). Жанровое варьирование возникает тогда, когда все перечисленные типы варьирования приводят к образованию нового жанрового облика темы. Этот тип варьирования в вариациях на выдержанную мелодию редок.

Вариации на basso ostinato

Вариациями на basso ostinato называется такая форма, которая основана на неизменном проведении темы в басу и постоянном обновлении верхних голосов [1] .

Вариации на basso ostinato (также гармоническую модель, образцовую гармонизацию остинатного баса) появились в эпоху позднего Возрождения, преимущественно в Италии. Басовые формулы (и сопутствующие им гармонические модели) получили известность под различными названиями, в т.ч. пассамеццо, фолия, Руджеро, романеска. В XVII — начале XVIII веков это самый распространенный тип вариаций.

Два основных инструментальных жанра таких вариаций в эпоху барокко — пассакалия и чакона [1] :159 .

В английской барочной музыке эта форма вариаций называется «граунд» (англ. ground букв. основа, опора). В вокальной музыке применяется в хорах (И. С. Бах. Crucifixus из Мессы си минор) или в ариях (Пёрселл. Ария Дидоны из оперы «Дидона и Эней»).

В классическую эпоху вариации на basso ostinato исчезли, так как им не присуща процессуальность, необходимая в классической эстетике. Вариации на basso ostinato встречаются на локальных участках формы (Бетховен. Симфония № 9, кода 1-й части). Отчасти вариациями на basso ostinato являются знаменитые 32 вариации до минор Бетховена [1] :160 . Неактуален этот тип и для романтиков, применялся он ими редко (Брамс. Финал Симфонии № 4). Интерес к вариациям на basso ostinato снова возник в XX веке. Их использовали все крупные композиторы. У Шостаковича пример таких вариаций находится в опере «Катерина Измайлова» (антракт между 4-й и 5-й картинами).

Тема

Тема — небольшая (2-8 тактов, обычно — 4) одноголосная последовательность в разной степени мелодизированная. Обычно её характер очень обобщённый. Множество тем представляют собой нисходящее движение от I к V ступени, часто хроматическое. Бывают темы менее обобщенные и более мелодически оформленные (Бах. Пассакалия до минор для органа).

Варьирование

В процессе варьирования тема может переходить в верхние голоса (Бах. Пассакалия до минор для органа), фигурированно изменяться и даже транспонироваться в другую тональность (Букстехуде. Пассакалия ре минор для органа).

В силу краткости темы часто имеет место объединение вариаций попарно (по принципу сходной фактуры верхних голосов). Границы вариаций не всегда четко совпадают во всех голосах. У Баха часто несколько вариаций в одной фактуре образуют единое мощное развитие, их границы пропадают. Если этот принцип проводится на протяжении всего произведения, целое трудно назвать вариациями, так как нельзя признать вариациями проведения баса в нижнем голосе без учёта верхних. Возникает своеобразный контрапункт формы.

Завершение цикла может выходить за пределы вариаций. Так, органная Пассакалия Баха заканчивается большой фугой.

Фигурационные вариации

В таком типе вариаций преобладающий метод варьирования — гармоническая или мелодическая фигурация. В силу этого область применения таких вариаций — почти исключительно инструментальная музыка. Особенно часто встречаются в музыке венских классиков [2] . У них это может быть самостоятельная пьеса (множество вариационных циклов Моцарта, Бетховена) или часть цикла (финал, медленная часть, реже — первая). В романтическую эпоху преобладают самостоятельные пьесы в форме фигурационных вариаций, причем они могут иметь другое жанровое название (например, «Колыбельная» Шопена).

Тема

Важное слагаемое темы — гармония (в отличие от предыдущего типа). В подавляющем большинстве случаев тема написана в гомофонной фактуре. Фактура экономная, что даёт свободу дальнейшего её изменения и накопления движения в фактуре (за счёт уменьшения длительностей).

Поскольку большинство примеров принадлежит композиторам венской школы и их последователям, в большинстве случаев классична и форма темы. Чаще всего — простая двухчастная (обычно репризная), иногда трёхчастная, намного реже — период. В в музыке композиторов барокко возможна тема в форме бар.

Варьирование

В фигурационных вариациях осуществляется прямое варьирование, так как преобразуется сама тема.

При этом применяются типовые фигуры — фигурации. Они могут быть арпеджированными, гаммообразными и т. п. Сохраняются опорные точки мелодии, которые заполняются фигурированным материалом. Мелодическая фигурация часто возникает в результате появления неаккордовых звуков вокруг этих опорных точек. Гармоническая фигурация — то или иное движение по звукам аккорда (часто — арпеджио). При этом опорные точки мелодии становятся основанием или вершиной этих фигураций. В результате эти опорные точки могут смещаться на другие доли такта.

Большинство циклов фигурационных вариаций — строгие, так как обновление фактуры почти не затрагивает гармонию, никогда не меняя ее кардинально. Однако есть примеры свободных фигурационных вариаций («Вариации на тему Корелли» Рахманинова).

Жанрово-характерные вариации

К этому типу принадлежат вариационные циклы, в которых вариации приобретают новый жанр, либо где каждая вариация обладает своим индивидуальным типом выразительности.

Как и фигурационные вариации, жанрово-характерные главным образом применяются в инструментальной музыке. Они могут быть частью цикла, нередко — самостоятельной пьесой, в том числе с другим жанровым названием (Лист. Этюд «Мазепа»). Иногда отдельные жанровые вариации появляются в вариационных циклах уже у венских классиков. Циклы, целиком состоящие из таких вариаций, распространяются в послеклассическую эпоху.

Тема

Тема во многом аналогична теме фигурационных вариаций. Отличие в том, что тема жанровых вариаций может быть изложена менее скромно, чем вариационных, так как варьирование здесь идет в меньшей мере за счёт обогащения фактуры.

Варьирование

Понятие характерности предполагает индивидуальный тип выразительности для каждой вариации. Понятие жанровости — новый жанр для каждой вариации. Наиболее часто встречающиеся жанры: марш, скерцо, ноктюрн, мазурка, романс и др. (причем эти жанры могут быть выражены очень обобщенно). Иногда среди вариаций возникает фуга. (Чайковский. Трио «Памяти великого артиста», 2-я часть).

Вариации на несколько тем

Кроме вариаций на одну тему, встречаются вариации на две темы (двойные) и на три (тройные). Двойные вариации редки [1] :175 , тройные — исключительны (Балакирев. Увертюра на темы трех русских песен).

Темы двойных вариаций могут быть близки друг другу или, наоборот, контрастны («Камаринская» Глинки).

Расположены вариации могут быть по-разному: либо регулярное чередование вариаций на одну и вторую тему, либо — группа вариаций на первую тему, затем группа — на вторую и т. д.

Двойные и тройные вариации могут быть любого типа.

Вариации с темой в конце

Возникновение этого типа вариаций связано с отходом от классического мышления в области формы, которое требовало экспозиции темы в начале и ее дальнейшего развития. Появляются они в самом конце XIX века (прецеденты были в эпоху барокко в некоторых вариационных кантатах).

Наиболее значительные сочинения такого рода: симфонические вариации «Иштар» Венсана д’Энди (1896), Третий фортепианный концерт Р. Щедрина (1973), фортепианный концерт Шнитке (1979).

Какая-либо регламентация формы отсутствует. В концерте Щедрина вариации соединяются очень сложно, вплоть до их асинхронного начала в оркестре и в партии солиста. Элементы темы разбросаны по всему концерту, целиком она возникает в заключительной каденции. В концерте Шнитке тема — комплекс, включающий додекафонную серию, трезвучия и речитацию на одном звуке.

Примечания

Способин И. Музыкальная форма. — Москва: Музыка, 1984.

  1. Поэтому часто называются «классическими». Этот термин не совсем верен, так как фигурационный тип вариаций применялся и до венской школы, и после.

Комментарии

В советской музыкальной теории этот тип вариаций называют «глинкинскими» [1] :171—172 , так как М. И. Глинка часто использовал его в своих операх. Это название не корректно, потому что «глинкинские» вариации применяли ещё композиторы эпохи барокко. Другое иногда встречающееся название — «вариации на soprano ostinato». Оно тоже не совсем корректно, так как мелодия в процессе варьирования не всегда проводится в верхнем голосе (soprano).

Литература

Кюрегян Т. Форма в музыке XVII—XX веков. М., 1998. ISBN 5-89144-068-7

  • Способин И. Музыкальная форма. — Москва: Музыка, 1984.
  • Фраёнов В. Музыкальная форма. Курс лекций. М., 2003. ISBN 5-89598-137-2
  • Холопова В. Формы музыкальных произведений. Санкт-Петербург, «Лань», 1999. ISBN 5-8114-0032-2
Музыкальные формы
Вокальные формыКуплетная форма • Запевно-припевная форма
Простые формыПериод • Простая двухчастная форма • Простая трёхчастная форма
Сложные формыСоставные песенные формы • Рондо • Вариационная форма • Сонатная форма • Рондо-соната
Циклические формыСюита • Сонатно-симфонический цикл • Кантата • Оратория
Полифонические формыКанон • Фуга
Специфические формы европейского Средневековья и ВозрожденияБар • Виреле́ • Баллата́ • Эстампи́ • Лэ • Мадригал
Специфические формы эпохи бароккоПростые формы эпохи барокко • Старинная сонатная форма • Составные формы эпохи барокко • Старинная концертная форма • Хоральная обработка
Специфические формы эпохи романтизмаСвободные формы • Смешанные формы • Одночастно-циклическая форма
Формы музыкального театраОпера • Оперетта • Балет
Музыка • Теория музыки

1. Протопопов Вл. Очерки из истории инструментальных форм XVI – начала XIX ве-ка. – М., 1979.

2. Цуккерман В. Вариационная форма / Анализ музыкальных произведений. – М., 1974.

3. Мазель Л. Строение музыкальных произведений. – М., 1975.

4. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. – Л., 1971.

5. Алексеев А.Д. История фортепианного искусства. Ч.3. – М., 1982.

6. Соловцов А. С.В. Рахманинов. 2-е изд. – М., 1969.

7. Келдыш Ю.В. Рахманинов и его время. – М., 1973.

8. Критика и музыкознаниею. Сб. статей, вып. 2. – Л., 1980.

9. Соколова О.И. С.В .Рахманинов / Русские и советские композиторы. 3-е изд. – М., 1987.

10. Мазель Л. Монументальная миниатюра. О двадцатой прелюдии Шопена / Музы-кальная академия 1, 2000.

11. Понизовкин Ю. Рахманинов – пианист, интерпретатор собственных произведе-ний. – М., 1965.

12. Задерацкий В. Музыкальная форма. Вып.1. – М., 1995.

13. Большой энциклопедический словарь / под ред. Келдыш Г.В. – М., 1998.

14. Витоль И. А.К. Лядов. – Л., 1916.

15. Метнер Н.К. Воспоминания о Рахманинове. Т.2.

16. Соловцов А. Фортепианные концерты Рахманинова. – М., 1951.

17. Цуккерман В. Камаринская Глинки и ее традиции в русской музыке. – М., 1957. С. 317.

Из Программы по Теории:

Применение вариационного метода в различных формах. Тема с вариациями как самостоятельная форма. Классификация вариаций.

Фигурационные вариации. Область применения. Характеристика темы. Сохранение ее гармонического плана, формы, тональности, темпа, метра темы в последующих вариациях. Приемы вариационных изменений: фигурирование мелодии и всей фактуры, создание новых мелодических вариантов. Однократная смена лада, иногда изменение темпа и размера.

Вариации на soprano ostinato. Песенная куплетная повторность. Мелодическая характерность остинатной темы. Роль полифонического, гармонического варьирования. Фактурно-тембровое развитие (Равель «Болеро»; Шостакович. Симфония № 7, часть I, эпизод). Особая роль этой формы в творчестве русских композиторов (Мусоргский «Борис Годунов»: песня Варлаама; «Хованщина»: песня Марфы; Глинка «Руслан и Людмила»: «Персидский хор»).

Вариации на basso ostinato. Связь со старинными танцевальными жанрами – чаконой, пассакалией; возвышенный, скорбный характер музыки. Характеристика темы: интонационные обороты, ладовая основа, метроритмический рисунок. Особенности формы: организующая роль стабильного баса, наслоение контрапунктических голосов, сохранение неизменной тональности. Вариации на basso ostinato в опере и ораториальных жанрах (Перселл «Дидона и Эней»: две арии Дидоны; Бах Месса h-moII: «Crucifixus»).

Свободные и характерные вариации. Мотивная связь вариаций с темой. Свободное варьирование, изменение гармонического плана и формы. Жанрово-характерные вариации: яркая индивидуализация, внесение черт различных жанров (ноктюрна, колыбельной, марша, мазурки, вальса и т.п.).

Двойные вариации. Два принципа построения вариаций: 1)чередование вариаций на первую и вторую темы (Гайдн. Симфония № 103 Es-dur, часть II); 2)противопоставление контрастных вариационных групп (Глинка «Камаринская»).

Двойные вариации в вокальной музыке. Соединение двух песен с поочередным варьированием (Римский-Корсаков «Снегурочка»: женская песня «Как не пава» и мужская песня «Как за речкою» из «Свадебного обряда»).

Читайте также:  Как украсить стену красивым платком в раме: часть вторая — 25 идей для разных комнат
Ссылка на основную публикацию