Камень преткновения: отношения дизайнера и заказчика

Как выбрать дизайнера и не «поседеть»?

О взаимоотношениях дизайнеров и заказчиков ходят легенды. Чаще всего к этой теме относятся скептически, отмахиваясь рукой со словами: тут все понятно. О том, как выбрать дизайнера расскажет эксперт «Из рук в руки» Марина Пенние.

Марина Пенние окончила Международный Славянский институт по специальности «Дизайн интерьера» в 2003 году. В профессии она с 2000 года: была ведущим дизайнером в архитектурном бюро «Департамент пространства»; принимала активное участие в различных ТВ-проектах, например, в «Школе Ремонта» на ТНТ, где Марина оформила уже 21 интерьер. В настоящее время предпочитает заниматься независимыми проектами (квартиры, дома, апартаменты).

Где найти дизайнера?

Конечно, интернет сейчас является одним из основных источников информации, существует много специализированных сайтов, на которых дизайнеры размещают свои работы, информацию о себе, награды, рецензии и прочее.

Другой путь – «сарафанное радио». Но, стоит с настороженностью относиться к такому типу рекламы. Причина в том, что в рекомендации достаточно субъективны и, не посмотрев реализованные проекты дизайнера, делать выбор не стоит.

Еще один вариант – публикации в журналах. Опубликованный интерьер залог того, что работа сделана успешно и заказчик остался доволен результатом.

Пообщаться с дизайнерами можно также на бесплатных консультациях в рамках тематических выставок.

Пару слов о трудностях..

К сожалению, дизайн трудно объективно оценить, ведь для этого нет четких правил. Кроме того, создание проекта процесс длительный и порой обсуждение некоторых нюансов слишком затягивается. Важно подготовиться: пролистать журналы, посмотреть тематические сайты и почитать статьи в интернете.

«В моей практике был случай, когда только планировочное решение семья принимала несколько месяцев. Советовались, подключали родственников, меняли пожелания, не могли определиться с необходимым им количеством комнат. Что важно во взаимоотношениях? Доверие. Если вы решили пригласить дизайнера оформить ваше личное пространство, то тут без доверия никак».

Важные советы

1. Для начала наведите справки о специалисте, с которым планируете работать. Посмотрите проекты, почитайте о нем отзывы, затем познакомьтесь и пообщайтесь лично. Человек должен вам нравиться, с ним придётся много общаться в процессе и, если вам с ним некомфортно, это сильно осложнит работу.

2. Желательно видеть у дизайнера интерьеры, стиль которых вам близок, идеи и подход понятен.

«Один известный продюсер обратился ко мне за помощью в декорировании своего большого дома. Мы встретились, он посмотрел портфолио и сказал, что его все устраивает. Но на следующей встрече, перед подписанием договора, прямым текстом заявил, что ничего лучше, чем он может сам, ему все равно не предложат и будущая работа будет заключаться в перерисовывании только его идей на бумагу. Мне пришлось вежливо отказаться. И тут деньги, не сыграли последней роли. Просто мы друг другу не подошли. Дизайнеру тоже должно быть комфортно. Лучшие интерьеры получаются тогда, когда заказчики не диктуют что и как мы должны делать в своей профессиональной деятельности».

3. Не стоит сильно торговаться о стоимости работ. Дизайнеры люди творческие, длительные переговоры спугнут творческий настрой. Если нужен просто профессиональный человек для реализации ваших идей, то вполне справится и начинающий дизайнер. Это позволит сэкономить. Если хотите чего-то особенного – ищите профессионала с опытом.

4. Зачастую взаимоотношениям мешает недосказанность. В основном люди не знают, что хотят или думают, что знают. Для этого и нужен специалист, чтобы из огромного количества разнообразной информации о вас получить ту, что поможет создать интерьер вашей мечты. Так что секреты тут ни к чему: если вам не нравится убирать кровать – расскажите об этом. Не любите птичек и цветы? Плохо относитесь к модным бескаркасным диванам? Это ваш будущий интерьер и в первую очередь должно быть комфортно вам. Хороший дизайнер учтет все замеченные нюансы.

5. Бюджет и траты на дизайн также часто становятся «камнем преткновения». Тут важно понять одно, дизайн – это затраты и немаленькие. И как ни странно, чем меньше помещение, тем больше в него понадобится вложить. В маленьком пространстве важен каждый сантиметр и многие вещи придется делать встроенными и под заказ. Зато в результате получится приумножить ценность вашей квартиры, ее функциональность и внешний вид.

«Однажды мне пришлось работать с небольшой квартирой в старом доме. Изначально планировка была неудачной: традиционный узкий коридор делил помещение на комнаты, маленькую кухню и раздельный туалет с ванной. Благодаря доверию заказчиков, их отзывчивости и четких пожеланий к будущему интерьеру, нам удалось создать удобную и функциональную планировку. В ней даже нашлось место для двух гардеробных и кладовке, о которых только оставалось мечтать. А сама прихожая стала действительно функциональной».

Во взаимоотношениях дизайнеров и заказчиков много личного, но все же это больше партнерские отношения, когда важен диалог и взаимопонимание. Не забудьте, умение пойти на компромисс в сложной ситуации и доверительные отношения позволят достичь хорошего результата.

Спасибо, до свидания! Почему дизайнеры и заказчики иногда расстаются

Тема отношений между заказчиком и дизайнером интересует каждого, кто собрался воспользоваться такой услугой. Как-никак, этих людей вы пускаете в свою жизнь и доверяете им символ своего бытия – ваш дом. Чтобы избежать ненужных конфликтов, предлагаем послушать мнение экспертов. Так почему же расстаются дизайнеры и заказчики?

Три главных причины,почему заказчик может отказаться от дизайнера

Одна из самых распространенных причин – профессионал обходится дорого. «Если выбирать дизайнера по цене, велик риск получить слабого специалиста, – считает архитектор Наталья Зеленова. – Дизайнер с небольшим опытом не только не может грамотно вести проект на стройке, но и подавать информацию заказчику. Возникают недопонимание и ошибки. Только грамотный специалист убережет от ошибок, предложит серьезный проект, выдержит стиль, проконсультирует по видам материалов и качеству фабрик, подскажет надежного поставщика».

Другим опытом делится основатель и руководитель студии дизайна интерьеров «Студия 3.14» Тимур Абдрахманов: «Нередко либо в силу незнания, либо из-за страха потерять клиента дизайнеры умалчивают о множестве подводных камней. Обнаруживаются неприятные сюрпризы. Например, заказчик, утверждая то или иное решение, не знал, что оно слишком дорогое и непосильно для него. Или вдруг оказывается, что ремонт без авторского надзора может принести множество головной боли».

Отсутствие взаимопонимания между двумя людьми также часто становится причиной конфликта. «Бывает, что первые встречи проходят хорошо, и кажется, что все друг друга понимают и движутся в одну сторону. Но уже на этапе разработки концепции становится понятно, что дизайнер предлагает совсем не то. И вместо уютного прованса в гостиной с шерстяным пледом и креслом-качалкой вы видите минималистичную конструкцию из бетона посреди своей двадцатиметровой комнаты. Так случается, когда клиенты невнимательно отнеслись к просмотру портфолио. Или техзадание было проработано поверхностно», – рассказывает дизайнер Дарья Ухлинова.

По другую сторону баррикад:почему дизайнер может отказаться от заказчика?

«Часто дизайнер не может доступно донести заказчику информацию. Клиент не всегда готов воспринимать эскизы правильно, видеть красоту текстиля и цвета, платить лишние деньги ради идеи дизайна, – говорит Наталья Зеленова. – Дизайнер работает как психолог больше, чем видится на первый взгляд. Опытный специалист проведет несколько встреч, чтобы понять, есть ли взаимопонимание с заказчиком. Я считаю, что отказ от работы для дизайнера – подпись под своей ошибкой».

Другой минус в общении дизайнера и заказчика: отсутствие у последнего уважения и доверия к профи. «Отчасти в этом виноваты и сами так называемые дизайнеры, которые в поисках легких денег в 1990–2000-е заполонили рынок, решив, что прочитав пару книжек, они могут спроектировать за деньги жилые интерьеры заказчиков. В результате мы имеем низкую степень понимания у заказчиков того, в чем же именно заключается деятельность дизайнера и почему к нему нужно относиться как к профессионалу, – делится мнением Тимур Абдрахманов. – Особое напряжение может возникать на этапе комплектации, когда дизайнер занимается закупками. Как известно, поставщики для привлечения клиентов дают возможность дизайнерам зарабатывать, что изначально подрывает доверие заказчика».

Дизайнер Дарья Ухлинова считает одной из фундаментальных причин возможных сложностей – отсутствие согласия по схеме работы. «У каждого профессионала с большим опытом работы есть своя отработанная схема. Есть определенные этапы подготовки дизайн-проекта, подход к разработке концепции, авторскому надзору и полной комплектации. И нарушать эту схему не стоит, – говорит Дарья. – На каждой встрече я всегда проговариваю: что и за чем идет. Подписывая договор, заказчик принимает мои условия работы. И если я уже на первой встрече понимаю, что моя схема работы не подходит клиенту, то могу предложить либо альтернативную услугу, например, единичную консультацию, или просто не беру этот проект».

«Случается, что все идет отлично: концепция разработана, рабочие чертежи великолепны, идет подбор мебели и материалов. И тут начинается какая-то неразбериха или неоправданные ожидания, – продолжает Дарья. – Обеим сторонам вдруг кажется, что они должны друг другу больше, чем есть на самом деле. Например, звонки в 11 часов вечера дизайнеру с долгими разговорами о проекте. Или не очень долгими: «надо-то всего один вопросик решить». Как вариант – предложение полностью переделать весь подбор по проекту в связи с тем, что у заказчика изменились планы. Или дизайнер ожидал, что будет вести этот проект до конца вместе с авторским надзором, но на последней встрече заказчик сказал, что авторский надзор он и не планировал».

Полезная информация на заметку:

как избежать конфликта

1. Всегда заключайте договор! Даже если дизайнер – ваш родной брат. Тем более, если дизайнер – ваш родной брат.

2. Договор нужно не только подписывать, но и внимательно читать. Можно прямо с карандашом в руке и с обязательными комментариями самого дизайнера. Если есть какие-то вопросы, то надо их решить до того, как вы поставите свою подпись.

3. Обязательно проводите первую встречу перед заключением договора. Пообщайтесь с дизайнером, обсудите его портфолио, расскажите о себе и о своих планах на квартиру.

4. Составляйте письменно техническое задание. Проговаривайте все пункты, говорите обо всех помещениях, рассказывайте о своих самых безумных фантазиях. В интерьере и для дизайнера нет ничего не важного. Обязательно читайте потом техническое задание перед тем, как его подписать.

5. Вы и дизайнер хотите одного и того же: создать ваш интерьер гармоничным и подходящим именно вам. Поэтому не бойтесь задавать вопросы, поднимать неудобные темы и отказываться от тех решений, которые вам не подходят. Разработка дизайн-проекта – это всегда совместная работа.

Вопрос креатива: Проект-менеджер vs Дизайнер

Автор текста — shantall (публикую по ее просьбе, поскольку у Shantall пока недостаточно кармы для публикации)

Читайте также:  Декор штор своими руками дома

Организовать продуктивное и налаженное сотрудничество менеджера проектов и дизайнера — задача непростая. Здесь можно столкнуться с такими проблемами, как сроки, которые ставит пм и которые нарушает дизайнер, различным видением графического решения, да и просто личностными особенностями каждого. Но, основная проблема, с которой столкнулись мы, были ни сроки, ни характеры и даже ни чувство прекрасного, а креативная составляющая этого процесса. А именно — кто из двух должен ей заниматься. Оговорюсь сразу, мы студия небольшая — наш рабочий процесс строится на том, что первоначально мы придумываем идею для сайта — графическое и программное решение, которое реализуем в виде скетчей, на основе которых и презентуем идею сайта заказчику. Сама по себе мысль так организовать работу была неплохой, студии очень нравилась, но именно она и стала камнем преткновения на начальных этапах работы. Дизайнер рисовал красиво, придумывал хорошие идеи, ПМ рисовал неплохо (но на бумаге) и мнил себя креативщиком. Вот так и столкнулись два мнения, оба были упертые и уступать другому не хотели. Студия претендовала на красивые и креативные дизайны. Работы было много, таланта дизайнера хоть отбавляй, креатива у обоих через край — что и приводило к горячим спорам — каждый отстаивал свою идею. В таких спорах рождалась третья идея, еще лучше, но это пагубно сказывалось на рабочем процессе и рабочей обстановке. Оба поняли, что проблему надо решать.

Первым на уступки пошел пм и предоставил дизайнеру право креативить в одиночку. Пм искал клиентов, занимался бумажной волокитой, составлял проектную документацию и руководил процессом. Для клиентов разницы не было — дизайны получались красивые-креативные, отношения между дизайнером и пм — замечательные. И все бы хорошо, если бы ни одно «но» — сроки. Дизайнер делал все хорошо — и креативил, и рисовал, но очень долго. Договоры с клиентами позволяли укладываться в затяжные сроки, но вот кпд студии сильно сократился. Оба признали этот выход неэффективным и неоптимальным.

Следующим сдался дизайнер и предоставил ПМ свободу творчества. ПМ обрадовался и с рвением взялся за дело. Дело пошло быстрее — пм придумывал, рисовал скетчи от руки, показывал их заказчикам — они утверждали — дизайнер рисовал. Все довольны и счастливы, включая заказчиков. В итоге получился некоторый, ощутимый выигрыш по времени, но и тут возникла новая проблема. ПМ придумывал хорошо, но его решения не всегда были оптимальными с точки зрения графики, к тому же, не имея навыков верстки, пм приходилось обсуждать идеи с программистом, иногда советоваться с дизайнером — что сильно влияло на рабочий процесс ПМ — он начал брать сверхурочные, работать дома. И, в конце концов, сдался сам. Вариант оказался также неоптимальным.

Исходя из ошибок предыдущих опытных экспериментов, оба начали думать и анализировать ситуацию вместе. И пришли к выводу о командной работе, и даже не вдвоем, а привлекая сюда программиста и сеошника. В итоге получилась хорошая такая, командная, работа над проектом. ПМ находил клиента, работал над заключением договоров, составлял бриф с заказчиком — после этого рассылал всем участникам процесса бриф, они знакомились со сферой деятельности заказчика, пожеланиями — и начинали думать об идеях. Затем предлагали свои мысли по этому поводу, пм с дизайнером говорили о креативе, программист о программной реализации, различных js-эффектах и «оживлении» дизайна, сеошник о моментах, учитываемых при дальнейшем продвижении сайта. И, самое главное, все стали думать не только о креативе и красивости сайта, а еще о юзабилити, удобстве использования своего продукта.

Проблема «кто же все-таки придумывает идею сайта» решилась при таком процессе очень легко — идею может придумать любой участник команды. Каждый перед обсуждением имеет время подумать над идеей, а затем высказать ее. В основном, креативят все-таки по-прежнему пм и дизайнер, оба обсуждают коллективно свои идеи и в команде решают — какая из них лучше. Часто при такой командной работе выбранная идея обрастает массой интересных фишек и решений, а иногда модифицируется в более изящную.

Таким образом, мы работаем по такой схеме уже около 2-ух месяцев, сбоев в работе не было, срывов сроков также, отношения в коллективе замечательные, заказчик практически всегда доволен сайтом, и самое главное — каждый занимается своим делом.

Конфликт между дизайнером и заказчиком. Как договориться?

Конфликт – это не обязательно эмоциональная сцена, при которой двое выясняют отношения на повышенных тонах с применением тяжелых подручных предметов. Гораздо чаще конфликт в деловых отношениях, к которым относятся и ваши отношения с дизайнером, зреет тихо и проходит более цивилизованно. Что, впрочем, не страхует вас от траты времени и нервов – как и от неприятных последствий вроде судебного разбирательства. На самом деле в большинстве случаев достаточно оставаться в рамках правового поля и здравого смысла, чтобы сотрудничество приносило удовольствие в процессе и восторг в результате. А еще не помешает знать подводные камни, на которые до вас натыкались другие. Для этого мы составили шорт-лист самых популярных конфликтов между дизайнерами и заказчиками.

Ситуация №1: Хватит это терпеть?

Предположим, вы встречаетесь с дизайнером (или обсуждаете подробности вашего сотрудничества в Интернете), составляете трудовой договор (или предпочитаете обойтись без него), разбираетесь с техническим заданием, стилистикой и палитрой – и вот дизайнер отправляется рисовать эскиз интерьера вашей мечты. Но на выходе вы получаете картинку, которая слабо соответствует вашему представлению о красивом доме, или проект, на котором вообще сложно отличить биде от книжного шкафа. Вы справедливо полагаете, что дизайнер должен внести правки, но от встречи к встрече результат не становится лучше, а дизайнер в один прекрасный момент вообще отказывается вносить новые коррективы.

Для начала понять, кто виноват в том, что процесс затянулся. Если вам не чужда некоторая самокритика, проанализируйте свои запросы: если в понедельник вы хотели викторианскую гостиную, но к пятнице решили, что вам ближе скандинавский минимализм, скорее всего, дизайнер просто не понимает ваших противоречивых желаний. В то же время специалист не обязан пытаться вам угодить до конца своих дней: бесконечно работая с вашими правками, он теряет возможность найти новых клиентов, как следствие – получить гонорар. В идеале в договоре нужно прописать, сколько раз за оговоренную сумму дизайнер будет исправлять проект. Если все худшее уже произошло, а подобной строки в вашем договоре нет, придется напирать на соответствие полученного проекта техническому заданию.

Ситуация №2: Откуда такие цены?

Вы поинтересовались стоимостью услуг дизайнеров-одиночек и студий и пришли к выводу, что разброс между расценками очень велик. В результате вы обратились к дорогостоящему специалисту (чтобы уж наверняка), увидели готовый проект и не понимаете – почему эту работу оценили в пять раз выше, чем «у соседа»? Ведь на выходе не получили ничего выдающегося.

Что делать?
Любой интеллектуальный труд – в частности, работу дизайнера – сложно оценить объективно. Если цены на продукты или недвижимость формируются с учетом рыночных реалий, то со сферой услуг все сложнее: у фантазии и креатива нет прямого материального эквивалента, а со стороны порой кажется, что в работе дизайнера, в общем, и нет ничего сложного. Единственный верный способ узнать, кто чего стоит – провести проверку боем. Если два независимых специалиста делают вам проекты сходного уровня, логично продолжать сотрудничество со дизайнером с меньшими материальными запросами, однако оставить себе право на ошибку: вы ведь не можете оценить уровень технической подготовки дизайнера, не будучи профи в той же специализации.

Ситуация №3: Верните наши деньги!

Неприятно, но факт: иногда дизайнер, несмотря на все попытки донести до него конкретную информацию, продолжает жить в своем собственном измерении или, что еще хуже, подсовывает откровенную халтуру вместо полноценного дизайн-проекта. Ваше терпение на пределе, вы настолько низко оцениваете уровень услуги, что готовы требовать назад деньги, которые уже заплатили специалисту.

Во-первых, вы должны понимать: установка «захочу – буду платить, не захочу – не буду» в корне неверна. Даже если вам не нравятся первые эскизы дизайнера, это труд, который должен быть оплачен. Во-вторых, вернуть аванс за некачественно выполненную работу, в принципе, можно. Скорее всего, вам без труда удастся получить средства назад, если проект не имеет ничего общего с техзаданием или прошли все сроки, в течение которых дизайнер должен был представить результаты своей работы. Если дизайнер не может доказать, что утверждал у вас работу на промежуточных этапах и вас все устраивало, скорее всего, судебные инстанции встанут на вашу сторону.

Ситуация №4: Вас здесь не стояло!

А сейчас стоит взглянуть правде в глаза: клиент не всегда прав. В частности, в тех случаях, когда один заказчик, подписавший договор, превращается в целое семейство с абсолютно противоположными потребностями. Скажем, к дизайнеру обращается мужчина средних лет, заполняет техзадание, согласовывает проект на промежуточных стадиях… А когда эскиз уже почти утвержден, на горизонте появляется его многочисленное семейство, которое требует, чтобы проект переделали буквально с нуля. Таким образом, время, затраченное дизайнером на создание проекта, увеличивается вдвое (а то и больше), не говоря уже о тонкостях общения с «большой греческой семьей».

Что делать?
С одной стороны, это нормально: представители разных поколений по-разному представляют себе уютный дом. С другой – подобные противоречия стоит решать сначала в кругу семьи, а уж потом обрушивать на дизайнера. Если вы не имеете ни малейшего представления о том, что нужно вашей семье, как об этом может догадаться абсолютно посторонний человек? В крайнем случае, если вам нужно профессиональное мнение со стороны, справедливо увеличить гонорар пропорционально количеству работы – или готовиться к тому, что дизайнер откажется переделывать ТЗ, ссылаясь на положения договора.

Гид The VillageНам с этим жить: Ошибки, которые совершают дизайнеры

The Village узнал, что дизайнеры интерьеров могут сделать не так, работая над проектом

Доверяя работу над своим домом профессионалу, мы хотим получить красивое и удобное пространство, созданное с учётом наших предпочтений и привычек. Но бывает, что результат приносит лишь разочарование. Дизайнеры и архитекторы рассказали The Village, почему это происходит и как избежать типичных ошибок дизайна.

Алексей Иванов

архитектор-дизайнер и соруководитель мастерской
GEOMETRIUM

Дорогие материалы и мебель

Неопытный дизайнер может вставить в проект материалы и мебель, которые будут не по карману его клиенту. Я периодически слышу от знакомых, что «дизайнер такого навыбирал, одна только люстра стоит много тысяч евро». Это происходит из-за того, что начинающий дизайнер делает в основном 3D-проекты, не ориентируется на рынке товаров и не обговорил с клиентом бюджет. Избежать такой ситуации можно, если внимательно смотреть портфолио на предмет реализованных проектов и заранее обговаривать все суммы.

Читайте также:  Обновляем мебель: 16 шкафов и стеллажей + 5 удачных приемов

Интерьер не для клиента

Не все дизайнеры подробно узнают о том, как живут их клиенты, что они делают, что им нравится. Из-за этого получается интерьер, в котором неудобно жить именно этим людям: неудачная планировка, цвет стен, который быстро надоест, мешающая мебель. Дизайнер не должен настаивать на своём, если клиенту что-то не нравится. Всё-таки мы делаем интерьеры для людей, им жить в этом пространстве — и они знают лучше, что им нравится и как им будет удобно. Задача дизайнера — понять это и реализовать потребности клиента. Такой проблемы не возникнет, если будет подробное техническое задание.

Идеи, которые невозможно реализовать

Иногда дизайнеры предлагают нецелесообразные идеи, которые к тому же тяжело реализовать технически. Это могут быть раковины и санузлы, расположенные далеко от стояков; планировка, которую сложно согласовать; отсутствие необходимых закладных деталей в стенах или вообще повисшие в воздухе конструкции. Проблема кроется в тех же неопытности дизайнера и отсутствии взаимопонимания с клиентом, к которому добавляется незнание строительных технологий. Решение простое — ещё на этапе проектирования интерьера консультироваться со строителями и производителями.

Мария Соловьёва-Сосновик

Отношения с заказчиком

Основные ошибки дизайнеров случаются вовсе не в области проектирования. Практически все неточности можно исправить в процессе реализации проекта. Но если отношения дизайнера и заказчика выстроены неправильно, то это может серьёзно повлиять на результат.

Распространённая ошибка — выполнение дизайн-проекта без авторского надзора и участия дизайнера в подборе мебели, отделки и декора. Заказчик получает альбом с красивыми картинками, радуется какое-то время, но вскоре понимает, что давать объяснения строителям по чертежам — непростое занятие. Может получиться, что запланированных материалов и предметов не оказалось в наличии и нужно искать замену. Или выяснится, что выбранные материалы имеют совсем другой размер и по чертежу их уже не положишь. А купленный во внезапном порыве диван не влезает в отведённое ему место. Получается, что дизайнер сделал проект, который невозможно реализовать. А на самом деле проект нормальный, просто дизайнер не счёл нужным объяснить заказчику (или сам не понимает), что результат «как на картинке» будет только в том случае, если он участвует в реализации проекта на всех этапах. В итоге заказчик тратит время, силы и деньги и не получает желаемого интерьера.

Часто бывает, что дизайнер боится задавать клиенту вопросы. Особенно это касается предполагаемого бюджета. Но сделать хороший проект без этих вопросов невозможно. И если объяснить, что это не попытка заглянуть в карман, а способ эффективного планирования расходов и времени, есть шанс быть понятым.

Иногда дизайнер держит заказчика в неведении. Работа по проекту идёт, а дизайнер о её ходе молчит, не хочет зря беспокоить клиента. Есть люди, которым действительно нравится, когда их не дёргают, но большинство всё же хочет знать, что происходит в их доме. Поэтому так важно всё рассказывать.

Александр Шамне

архитектор, управляющий партнёр немецкого архитектурного бюро
4a Architekten

Нефункциональный дизайн

Соблюсти баланс в дизайне и функциональности пространства — задача не из лёгких. Часто в оригинально оформленном интерьере просто невозможно комфортно перемещаться, постоянно обо что-то спотыкаешься, что-то обходишь, задеваешь. Здесь проблема заключается в том, что дизайнер должен быть в том числе и архитектором. В Германии, например, эти две профессии неразделимы, а вот в России — не всегда.

Перегруженный интерьер

Желание дизайнера сделать каждый элемент максимально особенным заканчивается перегруженным интерьером, где каждый стул — арт-объект. И здесь многое зависит от предыдущего опыта, подхода к работе, индивидуального взгляда на оформление. У нас в стране так принято, что дизайнера чаще всего нанимают по знакомству, отталкиваясь от того, хороший он парень или нет. И в результате получается, что он становится исполнителем воли заказчика, не разбирающегося в принципах дизайна и желающего всего побольше и поинтереснее. Тут нужно как-то убеждать заказчика, договариваться о компромиссах, упрощать и разгружать пространство.

Внешняя архитектура не сочетается с внутренним пространством

Истории, когда архитектура здания и оформление интерьера не соответствуют друг другу, распространены повсеместно. Новые квартиры продаются без отделки, и каждый владелец создаёт интерьер по своим собственным представлениям, не опираясь на архитектурную стилистику самого здания. Сегодня так полюбившиеся интерьеры в стиле «лофт» можно встретить в любом здании от хрущёвки до современного жилого комплекса или бизнес-центра. Однако настоящий лофт предполагает, что помещение находится в индустриальном, чаще всего старом и уже не действующем комплексе. К таким же ошибкам можно отнести интерьеры в классическом или ампирном стиле с хрустальными люстрами, колоннами и различной лепниной, располагающиеся в хай-тек-небоскрёбах московского Сити.

Камень преткновения: отношения дизайнера и заказчика

Конфликт – это не только когда стороны открыто кричат друг другу в лицо. Конфликтной можно назвать даже ситуацию, при которой дизайнер молча выносит все, что “выливает” на него клиент. Конфликт интересов может носить даже скрытый характер, но при этом он также будет являться конфликтом, то есть явлением нежелательным как минимум для одной из сторон.

Огромное количество поправок

Это одна из самых популярных конфликтных ситуаций, которые возникают между дизайнерами и их клиентами.

Большинство клиентов стараются “выжать” максимум из потраченных на услуги дизайнера денег и буквально заваливают дизайнеров доработками, поправками, доделками, переделками, исправлениями и дополнениями. Стоит ли говорить, что большинство всех этих “доработок” – совершенно не оправданы с точки зрения эстетики, красоты, функциональности, юзабилити, да и банально – здравого смысла.

Для клиента согласование проекта подчас превращается в игру. Дизайнер показывает клиенту промежуточный вариант работы, тот небрежными жестами указывает на недостатки и отправляет его доделывать проект. Дизайнер вносит изменения и заново представляет промежуточный вариант. Заказчик “обнаруживает” совсем другой набор недостатков и указывает уже на них. Дизайнер уходит работать. И так – десятки раз. При этом поправки клиента зачастую противоречат сами себе, не согласуются с начальным техническим заданием, ходят по кругу, выражаются совершенно непонятным языком и прочие “поиграй со шрифтами”.

На десятом – двенадцатом круге любой дизайнер начинает люто жалеть что связался с этим клиентом, но в то же время – чем дальше, тем сложнее бросить проект, ибо мнимый финал кажется все ближе, и хочется хотя бы не потерять оплату за проект. Такая вот своеобразная кабала.

Важно понимать, что поправки в целом – обязательно нужны. Именно они позволяют найти общие точки соприкосновения между тем, как видит будущий проект заказчик и тем, что предоставляет ему клиент. Внесение поправок – это обязательный этап, который должен присутствовать в общем технологическом процессе работы над проектом. Но при этом важно не допустить превращение процедуры внесения поправок в жуткую катавасию, которая длится месяцами и высасывает из дизайнера всякие соки. И совершенно очевидно, что именно дизайнер должен обеспечить ситуацию, при которой длительное внесение поправок будет исключено.

Затягивание сроков согласования

Также весьма популярный конфликт – затягивание сроков согласования проекта, причем как на промежуточных стадиях, так и окончательное согласование.

Почему затягивание сроков согласования проекта клиентом нежелательно для дизайнера?
Дело в том, что при затягивании сроков согласования, становится все труднее уложиться в общий срок работы над проектом. А в большинстве случаев, если проект не готов вовремя – виноватым считается дизайнер. И ему придется доказывать, что срыв сроков произошел по вине клиента, который сильно затягивал с промежуточными согласованиями.

Более того – затягивание сроков работы над проектом – все больше отдаляет дату полной оплаты за проект, а значит – понижает финансовую эффективность работы дизайнера.
Также, это снижает возможность дизайнера работать над несколькими проектами полноценно одновременно.

Впрочем, в некоторых ситуациях затягивание сроков согласования можно считать относительно оправданным. Так, например, если клиент – крупная организация, то для них это характерно. В крупных организациях нередко левая рука не знает что делает правая, проект до лица, принимающего решение, доходит спустя три дня с момента попадания в офис, а время на изучение проекта, как обычно, нет. Поэтому удивляться, по крайней мере, не приходится. Сознательный дизайнер просто заложит все эти вероятные погрешности в сроках в основной договор и будет исходить из завышенных сроков согласования изначально.

Однако, если заказчик – небольшая организация, предприниматель, а тем более – просто физичекое лицо, то следить за соблюдением сроков согласования – надо, и если они не соблюдаются – предпринимать необходимые действия.

Немотивированный отказ в приемке работы

Еще один популярный конфликт – немотивированный отказ в приемке работы.
Выглядит это обычно двояко:

  • клиент просто-напросто куда-то пропадает на финальных стадиях работы над проектом, и достучаться до него совершенно невозможно: не отвечает на звонки, не отвечает на электронные сообщения, в скайпе и даже по простой почте.
  • клиент говорит “нет” в ответ на предложение подписать акт приема-передачи и оплату проекта, при этом совершенно не мотивируя свой отказ.

В результате – получается что дизайнер все время проработал впустую, получив, в лучшем случае, только аванс за работу (если договором не предусмотрены промежуточные оплаты проекта).

Важно отличать немотивированный отказ от мотивированного.

Молчание или лаконичное “нет” – это немотивированный отказ, на который клиент не имеет права.

Если же клиент имеет твердую и обоснованную точку зрения на вопрос почему ему не следует принимать работу – это совсем другое дело. Однако, фраза “мне не нравится” – не может быть признана надлежащей мотивировкой отказа. Самая “верная” для клиента мотивировка отказа может быть следующей: несоответствие результатов работ техническому заданию.

Действительно, если результаты работ дизайнера не соответствуют техническому заданию, то клиент вправе не принимать такие результаты. Однако, ему придется доказать, что имеет место несоответствие. При этом, если техническое задание как таковое отсутствует – то это на руку скорее дизайнеру, чем клиенту, т.к. ему просто не с чем будет сравнивать результаты работ. Если же все было оформлено как положено, и техническое задание было заполнено и приложено к договору, то ему необходимо доказать, что полученный результат не соответствует поставленной задаче.

Еще одна популярная мотивировка отказа в принятии результатов работ – нарушение дизайнером сроков исполнения проекта. И здесь все гораздо серьезнее для дизайнера.
Если сроки действительно нарушены, причем по вине дизайнера, то у клиента есть все шансы выйти сухим из воды и не оплачивать созданный проект. Впрочем, права требовать проект он также лишается. Однако, если сроки пропущены по вине клиента, и дизайнер способен это доказать, то надлежащей мотивировкой для отказа в оплате это не будет. Поэтому повторюсь: если клиент затягивает сроки согласования, – то лучше дизайнеру предпринять действия, которые позволят в дальнейшем доказать этот факт. В противном случае, рискуя не успеть ввиду этого выполнить проект вовремя, дизайнер может потерять оплату проекта, если клиент вдруг передумает принимать работу.

Читайте также:  Чем украсить ваши шторы: 3 зоны внимания + 25 легких идей для творчества

В целом, немотивированный отказ в приемке работы – довольно распространенный конфликт, и любая студия дизайна должна содержать в своем правовом “арсенале” приемы воздействия на подобных клиентов.

Вероятно, каждый практикующий дизайнер хоть раз да слышал от своего клиента фразу “Верните аванс!”. Это происходит в случаях, когда клиент по той или иной причине отказывается от сотрудничества с дизайнером или студией дизайна еще на ранних стадиях работы над проектом.

Какие могут быть причины отказа?

  • во-первых – у клиента могут измениться планы или просто отпасть необходимость в создании дизайн-проекта по тем или иным причинам.
  • во-вторых – клиент может на самых ранних стадиях работы разочароваться в вас, как в специалисте в области дизайна и решить обратиться к другим.

В абсолютном большинстве случаев у клиента нет права на подобные требования.

Разберем ситуацию на примере дизайн-проекта интерьера.

Обычно дизайнер обязуется предоставить клиенту несколько вариантов эскизов будущего оформления интерьера в самом начале работы. Договор подписан, техническое задание подписано, аванс получен, и дизайнер приступает к разработке эскизов. Разработав 2-3 варианта, он демонстрирует их клиенту. Если клиент недоволен этими вариантами и более того – понимает что дизайнер не разработает вариант, который бы его устроил, он начинает требовать возврата аванса.

Однако, важно понимать, что работа по созданию предварительных эскизов – это тоже работа, которая выполняется по прямому поручению клиента и должна быть им оплачена. В вашей сделке отсутствует условие о том, что аванс вносится лишь в случае, если предварительные эскизы понравятся клиенту. Дизайнер вообще не должен получать оплату лишь в случае, если работа понравится. Дизайнер получает не пожертвования, не донейт, а фиксированный в договоре гонорар за факт выполнения работы.

Представьте себе удивление грузчика, которому вы скажите что заплатите за работу в конце, только если она вам действительно понравится. Скорее всего, вы его более не увидите, а ваши мешки с цементом так и будут лежать посреди улицы.

Точно так же и работа дизайнера подлежит оплате. Единственный весомый аргумент клиента в подобной ситуации – полное несоответствие результатов работы техническому заданию (как если бы грузчик утащил ваш цемент в другой подъезд). Однако, на ранних стадиях работы – подобное доказать еще сложнее, чем на финальных стадиях.

Плюс к этому, обратимся к закону. Ст. 717 ГК РФ закрепляет следующее правило: если иное не предусмотрено договором подряда, заказчик может в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от исполнения договора, уплатив подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе заказчика от исполнения договора.

Таким образом в описанной выше ситуации клиент не имеет права требовать обратно аванс.
Клиент может обосновано потребовать возврата аванса лишь в случае, если контрольные сроки предоставления эскизов прошли, а у вас конь не валялся. Либо если промежуточные результаты настолько не соответствуют ТЗ, что дальнейшая работы бессмысленна.
Это, кстати, косвенно дает ответ на очень популярный вопрос, который мне часто задают: в каком размере брать аванс с клиентов? Размер аванса должен быть не менее размера оплаты вашей работы до первого промежуточного согласования. Если первое промежуточное согласование происходит на стадии утверждения идеи (как обычно и происходит), то аванс должен как минимум покрывать размеры оплаты вашей работы по созданию предварительных эскизов.

Но подчеркну еще раз: если виновник данного конфликта – вы, то гораздо разумнее будет вернуть аванс, а не пытаться доказать обратное. Мне лично приходилось участвовать в написании заявлений в полицию, а также в возврате аванса в судебном порядке. И могу сказать наверняка: если дизайнер не способен доказать факт выполнения им части работы надлежащим образом то шансов удержать аванс у него практически нет.

Итак, если ваш клиент начинает требовать возврата, – тщательно разберитесь в чем именно причина этого требования, а затем уже делайте какие-либо выводы.

Подмена лица, принимающего решение

Тоже весьма популярный конфликт, который имеет место как в случае работы с физическими, так и с юридическими лицами.

Суть конфликта заключается в том, что при составлении технического задания, подписании договора и первоначальной постановке задачи в целом – участвует одно лицо, а при дальнейшей работе (согласовании, внесении поправок, приемке) – участвует другое.
В случае с физическими лицами, пример может быть таков.

В студию дизайна интерьера обращается молодой человек с заказом по разработке проекта интерьера квартиры. Он четко представляет что хочет, заполняет техническое задание, подписывает договор, вносит аванс. Работа над проектом запущена. Возможно, этот молодой человек даже участвует на согласовании предварительных эскизов и выбирает понравившуюся концепцию. Но потом, на этапе согласования 3D-визуализаций и внесения поправок, откуда ни возьмись появляется жена молодого человека (сестра, теща, мама, соседка). И все бы ничего, но оказывается что у нее совершенно иные взгляды на то, каким должен быть проект. И более того – она настаивает на том, что проект был полностью перекроен по ее требованиям, “ведь мне в этом интерьере жить”.

Ситуация вполне жизненная, и молодую особу тоже можно понять. Но возникает вполне резонный вопрос: где ты была на стадии заключения договора и создания технического задания?

Совершенно очевидно, что внесение существенных поправок в проект, продиктованных, по сути, третьей стороной – сильно увеличит объем работы, а следовательно, сроки и размеры оплаты. Такое допустимо лишь в случае подписания дополнительного соглашения, в котором все эти изменения будут отражены в полной мере.

В противном же случае – происходит банальная подмена лица, принимающего решения в рамках сделки, что совершенно недопустимо с точки зрения закона и здравого смысла.
В случае работы с юридическим лицом, все может выглядеть так.

В студию обращается руководитель организации с просьбой создания проекта интерьера офиса организации или торговых площадей. Он заполняет техническое задание, подписывает договор, вносит аванс и на этом считает свою работу выполненной, перепоручая дальнейшую работу и согласование своим подчиненным.

“Подкованный” дизайнера отразил бы все это в договоре как надо, но таких – абсолютное меньшинство. В большинстве же случаев – в студию спустя время заявляется какой-нибудь зам или старший менеджер с ярко-выраженным синдромом вахтера, и начинает полностью перекраивать проект и ТЗ.

Либо все может быть наоборот: задание по поиску студии, подписанию договора и ТЗ выполнил кто-либо из сотрудников организации-клиента по доверенности, а дальнейшее согласование берет на себя руководитель организации, у которого совершенно иные взгляды и требования.

Совершенно очевидно, что для того чтобы подобная ситуация не возникала – все участники стороны заказчика должны согласовать свои предпочтения перед обращением к дизайнеру. Муж и жена должны предварительно договориться о том, какой интерьер они хотят. Либо – вместе, сообща, заполнять техническое задание. Руководство организации должно четко донести до своих сотрудников – какие именно существуют предпочтения касательно дизайн-проекта, что должно быть отражено в ТЗ.

Ведь в сделке “Дизайнер – Заказчик” может быть только один заказчик. И если фактически этих заказчиков много – то они должны сами договориться между собой о том, что они хотят. Дизайнер не должен перед началом работы обходить всех членов семьи, друзей и соседей заказчика, чтобы узнать есть ли у них ценные советы и указания по поводу создаваемого проекта. Дизайнер заключил договор с одним (!) лицом, и в случае если это лицо выступало от имени еще нескольких лиц, договориться с ними – это обязанность заказчика, а не дизайнера.
Стоит ли говорить, что “команда” заказчика практически никогда не согласовывает конкретные желания до обращения к дизайнеру.

Изменение задания на финальных стадиях работы

Менее популярный вариант конфликта, но один из самых острых, пожалуй.

Смысл его в том, что заказчик на финальных стадиях работы над проектом вдруг может полностью передумать, разочароваться в выбранном варианте ТЗ, отказаться от существующего проекта в пользу нового, по новому ТЗ. В большинстве случаев клиента при этом сложно убедить в том, что запуск работы по новому ТЗ в то время, как по старому проект уже почти выполнен – по сути увеличивает объем работы вдвое, а значит – сроки и размер оплаты также должны быть увеличены соразмерно. Клиент полагает, что если он еще не принял проект, то может ставить любые задачи, пусть даже прямо противоречащие друг другу.

Так происходит обычно в тех случаях, когда клиент абсолютно не знает, чего он хочет. У клиента вплоть до финальных стадий работы над проектом отсутствует в голове картинка того, что ему действительно нравится. И если в конце работы она вдруг появится и будет сильно отличаться от того, что предлагает дизайнер, то случается как раз эта ситуация: клиент будет всеми правдами и неправдами требовать именно ее, полностью отказавшись от существующего проекта. При этом клиенту не важно сколько времени и сил потратил дизайнер на разработку проекта, лично для него работа началась только сейчас.

“Лечится” это правильно составленными договором и проектом технического задания. Договор должен полностью исключать подобную ситуацию, подробно расписывая порядок внесения поправок, а также разницу между существенными и несущественными поправками. Проект технического задания должен быть подробным настолько, чтобы при его заполнении у заказчика сформировалась в голове требуемая картинка, даже если придя к вам он совершенно не представлял что он хочет.

Важно понимать, что чем раньше у клиента сформируются предпочтения, тем меньше с ним будет проблем в дальнейшем. И задача дизайнера на стадии формирования ТЗ – максимально поспособствовать тому, чтобы клиент определился с предпочтениями.

Дизайнер в своей практике должен полностью исключить ситуацию, когда по вине клиента происходит существенное увеличение объемов работы без соразмерного увеличения сроков и оплаты работы.

Ссылка на основную публикацию