Экологично и практично: 3 оригинальные штучки из плетеных корзинок своими руками

Плетеные корзины и их применение в быту

Корзина – поистине незаменимая вещь в доме, ведь это изделие одновременно объединяет в себе внешнюю привлекательность, неоспоримую практичность и, что немаловажно, экологичность. Корзины еще с давних времен используются человеком для перемещения и хранения как продуктов, так и вещей. В наше время плетеные корзины стали уникальным элементом декора, который мы часто можем наблюдать в современных домах благодаря их практичности, способности к созданию атмосферы уюта и неповторимой стильной самобытности. Благодаря разнообразию используемых для их изготовления материалов и цветовых решений, плетеные корзины гармонично вписываются в любой интерьер. Использовать их можно, действительно, где угодно: в прихожей, ванной комнате, гостиной, кухне, столовой.

В интерьере кухни корзины практически незаменимы, ведь, они очень практичны: благодаря своей способности пропускать воздух, плетеные корзины позволяют овощам и фруктам долго оставаться свежими и сочными. Находясь в корзине, картофель не прорастает, лук не портится, а морковь не вянет. Всё потому, что корзины хорошо проветриваются и пропускают минимум света. К тому же, плетеные корзины смотрятся по-настоящему эффектно и гармонично, позволяют держать вещи в порядке, они прекрасно вписываются в любой интерьер. В разнообразных по форме и высоте корзинках с открытым верхом можно хранить салфетки, столовые приборы, хлеб и выпечку, да что угодно­- такое хранилище является эстетичным и очень удобным.

В интерьере гостиной корзины выглядят не менее уместно, чем в интерьере кухни. Данные изделия прекрасно подходят для хранения различных вещей, книг, газет, журналов, вязальных принадлежностей, в качестве подставок под цветы.

Для ванной комнаты прекрасно подойдут прочные, влагоустойчивые плетеные изделия, достаточно глубокие и вместительные, имеющие разделения на отсеки. Плетеные бельевые корзины прекрасно подойдут для хранения одежды для стирки и глажки, они выпускаются самых всевозможных форм: овальные, прямоугольные, квадратные, треугольные (угловые), снабженные крышкой и тканевым мешком-вкладышем. Компактные изящные корзинки успешно используются для хранения всевозможной гигиенической утвари и аксессуаров: шампуней, морской соли, пен, баночек, кремов и флаконов. Использование плетеных корзин и корзиночек с различным бытовым назначением поможет эстетично решить вопрос хранения вещей в ванной комнате. Для помещений с повышенной влажностью лучше всего подходят влагоустойчивые изделия из ротанга и бамбука.

Также корзины отлично подходят для оформления детских благодаря своей вместительности, легкости и разнообразию дизайна. Чудесные, такие домашние и уютные плетеные корзины из натуральных материалов- прекрасная альтернатива надоевшим пластиковым ящикам. В них очень удобно хранить игрушки и предметы детского творчества. Использование этих простых, но таких необходимых приспособлений для хранения легко и непринужденно приучит ребенка к чистоте и порядку, а любимые вещи, наконец, обретут свое место.

Плетеные корзины популярны не только в интерьере, они активно используются в быту. С корзиной для грибов и ягод наиболее удобно отправиться в лес. Собранные дары природы не помнутся и не увянут именно в корзине. К тому же, в них, в отличие от пакетов, можно с легкостью принести из магазина куриные яйца или овощи. Корзины- дровницы предназначены для удобного и компактного хранения дров в загородном доме. Сейчас на пике популярности находятся корзины для пикника и пляжа. В таких корзинах туристы и путешественники хранят еду, напитки и аксессуары, которые пригодятся им в походе и отдыхе.

Подарочные плетеные корзины являются одним из самых популярных вариантов упаковки, обладающим способностью в выгодном свете представить различные товары, в том числе цветочные композиции и парфюмерные наборы. Будучи эстетичными, практичными и очень привлекательными, плетеные корзины на любой вкус станут отличным самостоятельным подарком и могут использоваться для украшения интерьера, придавая ему неповторимый и изящный вид.

Плетеные корзины изготавливаются из традиционных и доступных материалов: ивовых прутьев, ротанга, водяной гиацинты, рафии (тропической пальмы), джута, бамбука, а также пластиковой ленты. Особой изящностью обладают плетеные корзинки, сделанные из натуральных материалов мастерами народных ремесел, а наиболее прочными считаются изделия из бамбука и ротанга, ведь они не боятся перепадов температур и периодических воздействий влаги, так как изготавливаются по особой технологии, заключающейся в обработке горячим паром.

Рекомендации по уходу

Как и у всех продуктов натурального природного происхождения, у плетеных корзинок тоже есть враги. Это излишняя сухость, насекомые-вредители и различные бытовые загрязнения. Чтобы поддерживать внешний вид изделия, достаточно придерживаться нескольких несложных рекомендаций. Например, корзины из ивняка можно мыть только водой без использования моющих средств, а сушить их лучше всего на открытом воздухе без прямого доступа солнечных лучей. Предметы, изготовленные из мягких волокон, следует лишь протирать влажной салфеткой или губкой. Следование этим правилам позволит продлить срок службы плетеных корзин, благодаря чему они будут долгое время радовать глаз красотой и изяществом своего исполнения.

Глядя на совершенные по форме и изумительные по красоте плетеные корзины, невозможно не восхищаться ловкостью и мастерством их создателей. В этом ремесле человечество достигло немалых высот, на что потребовалось несколько тысячелетий. Изготовление подобных изделий имеет более давнюю историю, чем, например, производство тканей и керамической посуды.

Плетеные корзины являются не просто красивыми декоративными предметами, они универсальны в использовании, функциональны, практичны, актуальны и востребованы. Подобрать подходящую корзину из натуральных материалов по доступной цене Вы можете в нашем Интернет-магазине WoodFun. Широкий ассортимент, вежливый персонал, быстрая доставка, возможность самовывоза и невысокие цены сделают это приобретение наиболее приятным.

Life Style

Предметы интерьера. Плетеные корзины

26 сентября 2012, 20:00 | Щаридан Тыркба

В связи с ограниченностью квадратных метров наших домов часто встает ребром вопрос хранения. Чтобы решить эту проблему, нужно определиться, что и за сколько вы готовы купить. Для достижения этой цели в обиход вернулись плетеные корзины. Они не только хорошо смотрятся в интерьере, но и выполняют на “отлично” возложенные на них функции. Им можно найти применение в любой комнате вашего дома.

Много лет плетеные корзины использовались лишь для переноски различных предметов. Однако сегодня они чаще всего используются в качестве “хранилищ”. Купить корзины можно как из природных, так из синтетических материалов. Возможности их применения безграничны, а потому они являются неотъемлемой частью современного домашнего быта. Благодаря своей прочности они прослужат не один десяток лет. К тому же, такие корзины имеют стильную текстуру плетеного дерева. Их использование в доме помогает “занести” внешний мир в ваш уютный дом.

И у плетеных корзин есть история! Много тысячелетий назад такие “помощники” плелись из легко гнущихся растений, таких как дуб, ясень, ива, камыш и тростник. Техника более сложного плетения появилась намного позже. Не смотря на длительность их использования, корзины и сегодня пользуются популярностью, внося в интерьер “изюминку”. Современное увлечение эко-стилем сыграло немаловажную роль в особой популярности плетеных корзин в интерьере. Предлагаю вам несколько идей их применения в доме.

Спальня

Плетеные корзины можно всячески использовать в спальне. В корзины поменьше можно красиво разложить драгоценности и косметику. В гардеробе вполне можно использовать корзины побольше, тем самым заменив привычные полки. Это экономия пространства, где можно поместить большое количество белья и сезонных вещей. Однако важно помнить, что чем корзина больше, тем ниже она должна стоять.

Ванная комната

Вариаций применения корзин много, пределом может стать лишь ваше воображение. Конечно, в первую очередь их стоит использовать для грязного белья. Замените свои обычные некрасивые тазы на привлекательные корзины. Маленькая плетеная – под кусок благоухающего мыла, корзина побольше – для хранения аккуратно сложенных полотенец. Сколько идей для реализации!

К тому же, не стоит ограничиваться лишь функциональностью этих предметов, ведь они могут стать и предметами декора. Так если рассматривать ванную как некую галерею, в которой проводятся сезонные выставки, то можно “включить” творческий потенциал и всякий раз давать волю вдохновению. Так поднадоевшие корзины с помощью акриловой краски можно покрасить в главные или вторичные цвета интерьера ванной.

Гостиная

Небольшие плетеные корзины можно использовать как емкости для цветочных горшков. Ведь когда мы покупаем цветы, часто они продаются в некрасивых пластмассовых контейнерах. Просто поместив горшок в корзину, вы получите изысканный предмет декора, который привнесет стиль и тепло в вашу гостиную. А как на счет корзин в гостиной, вместивших книги и журналы? В них можно расположить все для семейного веселья – настольные игры, приставки и даже пульты от телевизора. Для рассеянных у входа в дом можно поставить корзину-“незабудку” для мелких вещей, как ключи, библиотечные книги или прокатные диски.

Кухня

Особенно ценными плетеные корзины являются на кухне. Под рукой окажутся и свежие овощи, и фрукты. Можно выбрать цвета в тон вашей кухне, а можно (и даже лучше!) остановиться на ярких корзинах, тем самым расставив нужные вам акценты. Более традиционным является использование корзин в качестве посуды под хлеб, фрукты или специи. Но как же вы удивите своих гостей, поставив перед ними мини-бар – плетеную корзину с различными винами!

Детская комната

В детской комнате корзины незаменимы. Особенно если у вас в доме школьник. Ведь подготовка к школе подразумевает не только прочтение летнего задания, но и вся остальная суета, которая ей сопутствует. Книги, тетради, черновики, бумаги, ручки, карандаши и другие канцелярские принадлежности – для каждой есть подходящая корзина. Помимо всех своих положительных качеств, они еще ноские и прочные. К тому же, это первая ступень к тому, чтобы воспитать в своем чаде организованного человека. А для забытых или временно ненужных игрушек можно найти корзины побольше и расположить их под детской кроватью.

Рекомендации:

  • Плетеные корзины требуют особого ухода. Конечно, если их использовать только как элемент декора, больших усилий не потребуется. Легкого протирания пыли время от времени будет достаточно. Если же использовать их для вышеперечисленных целей, то стоит обратить внимание на некоторые правила по уходу за ними. Ведь если корзины сплетены из натурального дерева, то нужно следить, чтобы оно не отсырело и не вбирало в себя воду, иначе ваш предмет декора покроется плесенью.
  • Для наружного применения однозначно нужно покупать корзины из полимера, т.к. сделанные из дерева, “боятся” прямых солнечных лучей – со временем плетение может распуститься. Конечно, починить их можно, но чаще всего дешевле купить новую. Благодаря своей выносливости полимерные корзины получили широкое распространение.
  • Причину, по которой можно устать от таких корзин, придумать сложно. Ведь они бывают всех цветов и форм. Если вам надоели старые корзины, или вы решили поменять интерьер, просто перекрасьте их или обвяжите романтичными кружевами – так вы вдохнете в них новую жизнь.

Таким образом, плетеные корзины являются неотъемлемым атрибутом любого хозяйства. Они не только отлично дополняют декор интерьера, но и ценятся своей практичностью. Обустройство современного дома считается завершенным лишь при уникальном сочетании функциональности и очарования, которое можно достигнуть с помощью плетеных корзин.

Камень преткновения: отношения дизайнера и заказчика

Во время мучительных раздумий о масштабности будущего ремонта вас посещает мысль о том, что неплохо бы заранее представить себе результат процесса. Самый разумный путь к этому — нанять дизайнера. Но если отделочные работы точно поддаются измерению по качеству и финансам, то продуктивность работы дизайнера — гораздо более сложная штука. Многое зависит от того, насколько быстро наладится контакт и как будут решаться текущие задачи. А ведь они порой вызывают массу трений и разногласий.

Случалось ли вам посещать интерьеры, словно списанные из красивых глянцевых журналов? Если да — вспомните свои впечатления и ощущения. Первая мысль — эффектно, дорого, масштабно. Вторая — легкий укол зависти (если, конечно, сами вы не живете в подобном). И, наконец, третья — самая рациональная — попытка «примерить» такой интерьер на себя. Насколько часто вам действительно хотелось иметь нечто подобное — как символ настоящего, а не показного комфорта?

Самое интересное, что именно в этой плоскости лежит камень преткновения отношений между Дизайнером и Заказчиком. Это либо глобальные разногласия, либо абсолютное взаимопонимание — часто в процессе работы, но нередко и после ее окончания.

Испокон веков считалось, что создавать интерьеры должен абсолютно творческий человек в широком смысле слова — архитектор, декоратор, художник. Дожившие до наших дней шедевры зодчества подтверждают эту мысль целиком и полностью. А теперь давайте вспомним эти объекты — замки, соборы, общественные здания, выставочные центры и т.п. Они меняли своих владельцев как перчатки, а изменения вносились строго в соответствии с веяниями моды. Никому и в голову не приходило «подстроить» интерьер под себя, так как удобно, разумно, комфортно. Естественно, с памятниками искусства и архитектуры никто бы в принципе не дал обращаться столь «вольно». А это и не особенно было нужно — их владельцы жили «на публику» — личные вкусы строго лимитировались рамками статуса…

Читайте также:  Черно-белые фотографии: модно и эффектно — 50 идей для украшения дома

Третье тысячелетие расширило рамки сознания каждого конкретного человека настолько, что порой «свобода выбора» повергает в ужас — столько всего хочется, что одной жизни явно не хватит, чтобы все это попробовать. Заметьте, о финансовых возможностях я скромно умолчу — одним повезло больше, другим меньше — не в этом суть. А в том, что независимо от количества денег, выделяемых на создание комфортного дома, этого личного комфорта можно добиться. Для некоторых эта мысль покажется спорной, тем не менее рискну ее озвучить: важно в первую очередь то, насколько грамотно учтены индивидуальные черты хозяина, его образ жизни и привычки. А какие материалы используются — экономичные или дорогие — это вопрос второго плана.

Поэтому, по моему глубокому убеждению современный дизайнер по интерьеру должен быть не только «художником», но и хорошим психологом. Эффектный креативный интерьер можно создать и без учета характера и интересов его владельцев. В массе журналов есть прекрасные примеры решения задачек на тему — «как перепланировать» N-комнатную квартиру. Для всех любителей полистать эти издания совет — все это не более, чем сырые идеи. И упаси вас бог совать их в нос строителям и требовать: сделайте мне так же! Точная копия чужого интерьера «отомстит» вам самым изощренным способом — вложив подчас немалые средства (для каждого — свой предел) вы вынуждены будете жить в эффектном, красивом, но абсолютно чужом доме. И власть в нем будет принадлежать не вам, а деталям отделки и предметам мебели.

Самые разумные заказчики, предвидя такой поворот, идут верной дорогой — к дизайнеру. Есть, конечно, риск «нарваться» на полное непонимание с его стороны. Но если вам повезет и вы встретите «своего» мастера, то Дом, который вы сотворите в соавторстве будет действительно удобным, комфортным и красивым — именно для Вас!

Кстати — о грамотном соавторстве: нередко бывает, что отношения между дизайнером и заказчиком складываются «сложно». Как показывает опыт причины может быть две: или вы не хотите полностью «раскрываться» и напрямую говорить о своих предпочтениях и образе жизни, или вам «попался» амбициозный «творец», которому главное продемонстрировать свое «я» — причем не только вам, но и всем, кто данный интерьер увидит. И если вам не могут предложить то, что нужно — значит измените схему отношений — рассказывайте о себе и требуйте, чтобы ваши интересы уважались. Такого понятия, как недостаток идей сейчас попросту не существует — поэтому ищите тех, кто умеет слушать и анализировать, разумеется, не без креатива.

Есть, однако, категория граждан, у которых, с одной стороны, и со вкусом неплохо и с аналитическими способностями, а с другой — не очень-то хочется «раскрываться» перед дизайнером — причин на это может быть немало. Плюс определенная доза свободного времени для «медитации» на тему будущего интерьера, немного пространственного воображения, и совсем минимум чертежных навыков. В этом случае можно обойтись и без специалиста (ну разве только на консультацию сходить — отфильтровать идеи соразмерно возможностям).

Если вы решили сами пройти этот тернистый путь, в конце которого уже переливается всему красками ваш новый Интерьер, то новая серия статей — для вас. Приготовьтесь к долгому и увлекательному путешествию — в мир познания себя и своего Дома. Примите как данность, что до сих пор Вы и Он существовали рядом, но в то же время отдельно друг от друга. И только разобравшись, что нужно Вам, а что — Ему, вы действительно будете жить в Любви и Гармонии. Вы вложите в него душу, а он наполнит вас энергией Успеха, Комфорта и Красоты.

Камень преткновения: отношения дизайнера и заказчика

  • Услуги
  • Документы
  • Оптимизация
  • Основы
  • Вебинары
  • Кейсы
  • События
  • Блог

Конфликт – это не только когда стороны открыто кричат друг другу в лицо. Конфликтной можно назвать даже ситуацию, при которой дизайнер молча выносит все, что “выливает” на него клиент. Конфликт интересов может носить даже скрытый характер, но при этом он также будет являться конфликтом, то есть явлением нежелательным как минимум для одной из сторон.

Огромное количество поправок

Это одна из самых популярных конфликтных ситуаций, которые возникают между дизайнерами и их клиентами.

Большинство клиентов стараются “выжать” максимум из потраченных на услуги дизайнера денег и буквально заваливают дизайнеров доработками, поправками, доделками, переделками, исправлениями и дополнениями. Стоит ли говорить, что большинство всех этих “доработок” – совершенно не оправданы с точки зрения эстетики, красоты, функциональности, юзабилити, да и банально – здравого смысла.

Для клиента согласование проекта подчас превращается в игру. Дизайнер показывает клиенту промежуточный вариант работы, тот небрежными жестами указывает на недостатки и отправляет его доделывать проект. Дизайнер вносит изменения и заново представляет промежуточный вариант. Заказчик “обнаруживает” совсем другой набор недостатков и указывает уже на них. Дизайнер уходит работать. И так – десятки раз. При этом поправки клиента зачастую противоречат сами себе, не согласуются с начальным техническим заданием, ходят по кругу, выражаются совершенно непонятным языком и прочие “поиграй со шрифтами”.

На десятом – двенадцатом круге любой дизайнер начинает люто жалеть что связался с этим клиентом, но в то же время – чем дальше, тем сложнее бросить проект, ибо мнимый финал кажется все ближе, и хочется хотя бы не потерять оплату за проект. Такая вот своеобразная кабала.

Важно понимать, что поправки в целом – обязательно нужны. Именно они позволяют найти общие точки соприкосновения между тем, как видит будущий проект заказчик и тем, что предоставляет ему клиент. Внесение поправок – это обязательный этап, который должен присутствовать в общем технологическом процессе работы над проектом. Но при этом важно не допустить превращение процедуры внесения поправок в жуткую катавасию, которая длится месяцами и высасывает из дизайнера всякие соки. И совершенно очевидно, что именно дизайнер должен обеспечить ситуацию, при которой длительное внесение поправок будет исключено.

Затягивание сроков согласования

Также весьма популярный конфликт – затягивание сроков согласования проекта, причем как на промежуточных стадиях, так и окончательное согласование.

Почему затягивание сроков согласования проекта клиентом нежелательно для дизайнера?
Дело в том, что при затягивании сроков согласования, становится все труднее уложиться в общий срок работы над проектом. А в большинстве случаев, если проект не готов вовремя – виноватым считается дизайнер. И ему придется доказывать, что срыв сроков произошел по вине клиента, который сильно затягивал с промежуточными согласованиями.

Более того – затягивание сроков работы над проектом – все больше отдаляет дату полной оплаты за проект, а значит – понижает финансовую эффективность работы дизайнера.
Также, это снижает возможность дизайнера работать над несколькими проектами полноценно одновременно.

Впрочем, в некоторых ситуациях затягивание сроков согласования можно считать относительно оправданным. Так, например, если клиент – крупная организация, то для них это характерно. В крупных организациях нередко левая рука не знает что делает правая, проект до лица, принимающего решение, доходит спустя три дня с момента попадания в офис, а время на изучение проекта, как обычно, нет. Поэтому удивляться, по крайней мере, не приходится. Сознательный дизайнер просто заложит все эти вероятные погрешности в сроках в основной договор и будет исходить из завышенных сроков согласования изначально.

Однако, если заказчик – небольшая организация, предприниматель, а тем более – просто физичекое лицо, то следить за соблюдением сроков согласования – надо, и если они не соблюдаются – предпринимать необходимые действия.

Немотивированный отказ в приемке работы

Еще один популярный конфликт – немотивированный отказ в приемке работы.
Выглядит это обычно двояко:

  • клиент просто-напросто куда-то пропадает на финальных стадиях работы над проектом, и достучаться до него совершенно невозможно: не отвечает на звонки, не отвечает на электронные сообщения, в скайпе и даже по простой почте.
  • клиент говорит “нет” в ответ на предложение подписать акт приема-передачи и оплату проекта, при этом совершенно не мотивируя свой отказ.

В результате – получается что дизайнер все время проработал впустую, получив, в лучшем случае, только аванс за работу (если договором не предусмотрены промежуточные оплаты проекта).

Важно отличать немотивированный отказ от мотивированного.

Молчание или лаконичное “нет” – это немотивированный отказ, на который клиент не имеет права.

Если же клиент имеет твердую и обоснованную точку зрения на вопрос почему ему не следует принимать работу – это совсем другое дело. Однако, фраза “мне не нравится” – не может быть признана надлежащей мотивировкой отказа. Самая “верная” для клиента мотивировка отказа может быть следующей: несоответствие результатов работ техническому заданию.

Действительно, если результаты работ дизайнера не соответствуют техническому заданию, то клиент вправе не принимать такие результаты. Однако, ему придется доказать, что имеет место несоответствие. При этом, если техническое задание как таковое отсутствует – то это на руку скорее дизайнеру, чем клиенту, т.к. ему просто не с чем будет сравнивать результаты работ. Если же все было оформлено как положено, и техническое задание было заполнено и приложено к договору, то ему необходимо доказать, что полученный результат не соответствует поставленной задаче.

Еще одна популярная мотивировка отказа в принятии результатов работ – нарушение дизайнером сроков исполнения проекта. И здесь все гораздо серьезнее для дизайнера.
Если сроки действительно нарушены, причем по вине дизайнера, то у клиента есть все шансы выйти сухим из воды и не оплачивать созданный проект. Впрочем, права требовать проект он также лишается. Однако, если сроки пропущены по вине клиента, и дизайнер способен это доказать, то надлежащей мотивировкой для отказа в оплате это не будет. Поэтому повторюсь: если клиент затягивает сроки согласования, – то лучше дизайнеру предпринять действия, которые позволят в дальнейшем доказать этот факт. В противном случае, рискуя не успеть ввиду этого выполнить проект вовремя, дизайнер может потерять оплату проекта, если клиент вдруг передумает принимать работу.

В целом, немотивированный отказ в приемке работы – довольно распространенный конфликт, и любая студия дизайна должна содержать в своем правовом “арсенале” приемы воздействия на подобных клиентов.

Вероятно, каждый практикующий дизайнер хоть раз да слышал от своего клиента фразу “Верните аванс!”. Это происходит в случаях, когда клиент по той или иной причине отказывается от сотрудничества с дизайнером или студией дизайна еще на ранних стадиях работы над проектом.

Какие могут быть причины отказа?

  • во-первых – у клиента могут измениться планы или просто отпасть необходимость в создании дизайн-проекта по тем или иным причинам.
  • во-вторых – клиент может на самых ранних стадиях работы разочароваться в вас, как в специалисте в области дизайна и решить обратиться к другим.

В абсолютном большинстве случаев у клиента нет права на подобные требования.

Разберем ситуацию на примере дизайн-проекта интерьера.

Обычно дизайнер обязуется предоставить клиенту несколько вариантов эскизов будущего оформления интерьера в самом начале работы. Договор подписан, техническое задание подписано, аванс получен, и дизайнер приступает к разработке эскизов. Разработав 2-3 варианта, он демонстрирует их клиенту. Если клиент недоволен этими вариантами и более того – понимает что дизайнер не разработает вариант, который бы его устроил, он начинает требовать возврата аванса.

Однако, важно понимать, что работа по созданию предварительных эскизов – это тоже работа, которая выполняется по прямому поручению клиента и должна быть им оплачена. В вашей сделке отсутствует условие о том, что аванс вносится лишь в случае, если предварительные эскизы понравятся клиенту. Дизайнер вообще не должен получать оплату лишь в случае, если работа понравится. Дизайнер получает не пожертвования, не донейт, а фиксированный в договоре гонорар за факт выполнения работы.

Представьте себе удивление грузчика, которому вы скажите что заплатите за работу в конце, только если она вам действительно понравится. Скорее всего, вы его более не увидите, а ваши мешки с цементом так и будут лежать посреди улицы.

Точно так же и работа дизайнера подлежит оплате. Единственный весомый аргумент клиента в подобной ситуации – полное несоответствие результатов работы техническому заданию (как если бы грузчик утащил ваш цемент в другой подъезд). Однако, на ранних стадиях работы – подобное доказать еще сложнее, чем на финальных стадиях.

Плюс к этому, обратимся к закону. Ст. 717 ГК РФ закрепляет следующее правило: если иное не предусмотрено договором подряда, заказчик может в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от исполнения договора, уплатив подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе заказчика от исполнения договора.

Читайте также:  Подушки из старого свитера своими руками: 90 идей для вдохновения

Таким образом в описанной выше ситуации клиент не имеет права требовать обратно аванс.
Клиент может обосновано потребовать возврата аванса лишь в случае, если контрольные сроки предоставления эскизов прошли, а у вас конь не валялся. Либо если промежуточные результаты настолько не соответствуют ТЗ, что дальнейшая работы бессмысленна.
Это, кстати, косвенно дает ответ на очень популярный вопрос, который мне часто задают: в каком размере брать аванс с клиентов? Размер аванса должен быть не менее размера оплаты вашей работы до первого промежуточного согласования. Если первое промежуточное согласование происходит на стадии утверждения идеи (как обычно и происходит), то аванс должен как минимум покрывать размеры оплаты вашей работы по созданию предварительных эскизов.

Но подчеркну еще раз: если виновник данного конфликта – вы, то гораздо разумнее будет вернуть аванс, а не пытаться доказать обратное. Мне лично приходилось участвовать в написании заявлений в полицию, а также в возврате аванса в судебном порядке. И могу сказать наверняка: если дизайнер не способен доказать факт выполнения им части работы надлежащим образом то шансов удержать аванс у него практически нет.

Итак, если ваш клиент начинает требовать возврата, – тщательно разберитесь в чем именно причина этого требования, а затем уже делайте какие-либо выводы.

Подмена лица, принимающего решение

Тоже весьма популярный конфликт, который имеет место как в случае работы с физическими, так и с юридическими лицами.

Суть конфликта заключается в том, что при составлении технического задания, подписании договора и первоначальной постановке задачи в целом – участвует одно лицо, а при дальнейшей работе (согласовании, внесении поправок, приемке) – участвует другое.
В случае с физическими лицами, пример может быть таков.

В студию дизайна интерьера обращается молодой человек с заказом по разработке проекта интерьера квартиры. Он четко представляет что хочет, заполняет техническое задание, подписывает договор, вносит аванс. Работа над проектом запущена. Возможно, этот молодой человек даже участвует на согласовании предварительных эскизов и выбирает понравившуюся концепцию. Но потом, на этапе согласования 3D-визуализаций и внесения поправок, откуда ни возьмись появляется жена молодого человека (сестра, теща, мама, соседка). И все бы ничего, но оказывается что у нее совершенно иные взгляды на то, каким должен быть проект. И более того – она настаивает на том, что проект был полностью перекроен по ее требованиям, “ведь мне в этом интерьере жить”.

Ситуация вполне жизненная, и молодую особу тоже можно понять. Но возникает вполне резонный вопрос: где ты была на стадии заключения договора и создания технического задания?

Совершенно очевидно, что внесение существенных поправок в проект, продиктованных, по сути, третьей стороной – сильно увеличит объем работы, а следовательно, сроки и размеры оплаты. Такое допустимо лишь в случае подписания дополнительного соглашения, в котором все эти изменения будут отражены в полной мере.

В противном же случае – происходит банальная подмена лица, принимающего решения в рамках сделки, что совершенно недопустимо с точки зрения закона и здравого смысла.
В случае работы с юридическим лицом, все может выглядеть так.

В студию обращается руководитель организации с просьбой создания проекта интерьера офиса организации или торговых площадей. Он заполняет техническое задание, подписывает договор, вносит аванс и на этом считает свою работу выполненной, перепоручая дальнейшую работу и согласование своим подчиненным.

“Подкованный” дизайнера отразил бы все это в договоре как надо, но таких – абсолютное меньшинство. В большинстве же случаев – в студию спустя время заявляется какой-нибудь зам или старший менеджер с ярко-выраженным синдромом вахтера, и начинает полностью перекраивать проект и ТЗ.

Либо все может быть наоборот: задание по поиску студии, подписанию договора и ТЗ выполнил кто-либо из сотрудников организации-клиента по доверенности, а дальнейшее согласование берет на себя руководитель организации, у которого совершенно иные взгляды и требования.

Совершенно очевидно, что для того чтобы подобная ситуация не возникала – все участники стороны заказчика должны согласовать свои предпочтения перед обращением к дизайнеру. Муж и жена должны предварительно договориться о том, какой интерьер они хотят. Либо – вместе, сообща, заполнять техническое задание. Руководство организации должно четко донести до своих сотрудников – какие именно существуют предпочтения касательно дизайн-проекта, что должно быть отражено в ТЗ.

Ведь в сделке “Дизайнер – Заказчик” может быть только один заказчик. И если фактически этих заказчиков много – то они должны сами договориться между собой о том, что они хотят. Дизайнер не должен перед началом работы обходить всех членов семьи, друзей и соседей заказчика, чтобы узнать есть ли у них ценные советы и указания по поводу создаваемого проекта. Дизайнер заключил договор с одним (!) лицом, и в случае если это лицо выступало от имени еще нескольких лиц, договориться с ними – это обязанность заказчика, а не дизайнера.
Стоит ли говорить, что “команда” заказчика практически никогда не согласовывает конкретные желания до обращения к дизайнеру.

Изменение задания на финальных стадиях работы

Менее популярный вариант конфликта, но один из самых острых, пожалуй.

Смысл его в том, что заказчик на финальных стадиях работы над проектом вдруг может полностью передумать, разочароваться в выбранном варианте ТЗ, отказаться от существующего проекта в пользу нового, по новому ТЗ. В большинстве случаев клиента при этом сложно убедить в том, что запуск работы по новому ТЗ в то время, как по старому проект уже почти выполнен – по сути увеличивает объем работы вдвое, а значит – сроки и размер оплаты также должны быть увеличены соразмерно. Клиент полагает, что если он еще не принял проект, то может ставить любые задачи, пусть даже прямо противоречащие друг другу.

Так происходит обычно в тех случаях, когда клиент абсолютно не знает, чего он хочет. У клиента вплоть до финальных стадий работы над проектом отсутствует в голове картинка того, что ему действительно нравится. И если в конце работы она вдруг появится и будет сильно отличаться от того, что предлагает дизайнер, то случается как раз эта ситуация: клиент будет всеми правдами и неправдами требовать именно ее, полностью отказавшись от существующего проекта. При этом клиенту не важно сколько времени и сил потратил дизайнер на разработку проекта, лично для него работа началась только сейчас.

“Лечится” это правильно составленными договором и проектом технического задания. Договор должен полностью исключать подобную ситуацию, подробно расписывая порядок внесения поправок, а также разницу между существенными и несущественными поправками. Проект технического задания должен быть подробным настолько, чтобы при его заполнении у заказчика сформировалась в голове требуемая картинка, даже если придя к вам он совершенно не представлял что он хочет.

Важно понимать, что чем раньше у клиента сформируются предпочтения, тем меньше с ним будет проблем в дальнейшем. И задача дизайнера на стадии формирования ТЗ – максимально поспособствовать тому, чтобы клиент определился с предпочтениями.

Дизайнер в своей практике должен полностью исключить ситуацию, когда по вине клиента происходит существенное увеличение объемов работы без соразмерного увеличения сроков и оплаты работы.

Конфликт между дизайнером и заказчиком. Как договориться?

Конфликт – это не обязательно эмоциональная сцена, при которой двое выясняют отношения на повышенных тонах с применением тяжелых подручных предметов. Гораздо чаще конфликт в деловых отношениях, к которым относятся и ваши отношения с дизайнером, зреет тихо и проходит более цивилизованно. Что, впрочем, не страхует вас от траты времени и нервов – как и от неприятных последствий вроде судебного разбирательства. На самом деле в большинстве случаев достаточно оставаться в рамках правового поля и здравого смысла, чтобы сотрудничество приносило удовольствие в процессе и восторг в результате. А еще не помешает знать подводные камни, на которые до вас натыкались другие. Для этого мы составили шорт-лист самых популярных конфликтов между дизайнерами и заказчиками.

Ситуация №1: Хватит это терпеть?

Предположим, вы встречаетесь с дизайнером (или обсуждаете подробности вашего сотрудничества в Интернете), составляете трудовой договор (или предпочитаете обойтись без него), разбираетесь с техническим заданием, стилистикой и палитрой – и вот дизайнер отправляется рисовать эскиз интерьера вашей мечты. Но на выходе вы получаете картинку, которая слабо соответствует вашему представлению о красивом доме, или проект, на котором вообще сложно отличить биде от книжного шкафа. Вы справедливо полагаете, что дизайнер должен внести правки, но от встречи к встрече результат не становится лучше, а дизайнер в один прекрасный момент вообще отказывается вносить новые коррективы.

Для начала понять, кто виноват в том, что процесс затянулся. Если вам не чужда некоторая самокритика, проанализируйте свои запросы: если в понедельник вы хотели викторианскую гостиную, но к пятнице решили, что вам ближе скандинавский минимализм, скорее всего, дизайнер просто не понимает ваших противоречивых желаний. В то же время специалист не обязан пытаться вам угодить до конца своих дней: бесконечно работая с вашими правками, он теряет возможность найти новых клиентов, как следствие – получить гонорар. В идеале в договоре нужно прописать, сколько раз за оговоренную сумму дизайнер будет исправлять проект. Если все худшее уже произошло, а подобной строки в вашем договоре нет, придется напирать на соответствие полученного проекта техническому заданию.

Ситуация №2: Откуда такие цены?

Вы поинтересовались стоимостью услуг дизайнеров-одиночек и студий и пришли к выводу, что разброс между расценками очень велик. В результате вы обратились к дорогостоящему специалисту (чтобы уж наверняка), увидели готовый проект и не понимаете – почему эту работу оценили в пять раз выше, чем «у соседа»? Ведь на выходе не получили ничего выдающегося.

Что делать?
Любой интеллектуальный труд – в частности, работу дизайнера – сложно оценить объективно. Если цены на продукты или недвижимость формируются с учетом рыночных реалий, то со сферой услуг все сложнее: у фантазии и креатива нет прямого материального эквивалента, а со стороны порой кажется, что в работе дизайнера, в общем, и нет ничего сложного. Единственный верный способ узнать, кто чего стоит – провести проверку боем. Если два независимых специалиста делают вам проекты сходного уровня, логично продолжать сотрудничество со дизайнером с меньшими материальными запросами, однако оставить себе право на ошибку: вы ведь не можете оценить уровень технической подготовки дизайнера, не будучи профи в той же специализации.

Ситуация №3: Верните наши деньги!

Неприятно, но факт: иногда дизайнер, несмотря на все попытки донести до него конкретную информацию, продолжает жить в своем собственном измерении или, что еще хуже, подсовывает откровенную халтуру вместо полноценного дизайн-проекта. Ваше терпение на пределе, вы настолько низко оцениваете уровень услуги, что готовы требовать назад деньги, которые уже заплатили специалисту.

Во-первых, вы должны понимать: установка «захочу – буду платить, не захочу – не буду» в корне неверна. Даже если вам не нравятся первые эскизы дизайнера, это труд, который должен быть оплачен. Во-вторых, вернуть аванс за некачественно выполненную работу, в принципе, можно. Скорее всего, вам без труда удастся получить средства назад, если проект не имеет ничего общего с техзаданием или прошли все сроки, в течение которых дизайнер должен был представить результаты своей работы. Если дизайнер не может доказать, что утверждал у вас работу на промежуточных этапах и вас все устраивало, скорее всего, судебные инстанции встанут на вашу сторону.

Ситуация №4: Вас здесь не стояло!

А сейчас стоит взглянуть правде в глаза: клиент не всегда прав. В частности, в тех случаях, когда один заказчик, подписавший договор, превращается в целое семейство с абсолютно противоположными потребностями. Скажем, к дизайнеру обращается мужчина средних лет, заполняет техзадание, согласовывает проект на промежуточных стадиях… А когда эскиз уже почти утвержден, на горизонте появляется его многочисленное семейство, которое требует, чтобы проект переделали буквально с нуля. Таким образом, время, затраченное дизайнером на создание проекта, увеличивается вдвое (а то и больше), не говоря уже о тонкостях общения с «большой греческой семьей».

Что делать?
С одной стороны, это нормально: представители разных поколений по-разному представляют себе уютный дом. С другой – подобные противоречия стоит решать сначала в кругу семьи, а уж потом обрушивать на дизайнера. Если вы не имеете ни малейшего представления о том, что нужно вашей семье, как об этом может догадаться абсолютно посторонний человек? В крайнем случае, если вам нужно профессиональное мнение со стороны, справедливо увеличить гонорар пропорционально количеству работы – или готовиться к тому, что дизайнер откажется переделывать ТЗ, ссылаясь на положения договора.

Читайте также:  Его высочество Комод: часть 2 — десять легких способов для обновления

Дизайнер и заказчик: правила успешного союза

Несмотря на кажущийся романтизм профессии, дизайнерам интерьера, особенно начинающим, на практике приходится очень нелегко. И первые трудности, которые они вынуждены преодолевать, связаны с построением отношений с заказчиком. Как обсудить цену работ, заполучить доверие заказчика вместе с ключами от квартиры, добиться оперативных согласований и обратной связи?

Эти вопросы освещались на специальном тренинге Дизайн-школы Interior.Pro.ekb . Занятия вел Алексей Сорокин – практикующий дизайнер, преподаватель Высшей Британской Школы Дизайна, руководитель и автор курсов школы interior.pro в Москве. Рекомендации, касающиеся взаимоотношений с заказчиками и услышанные на этом тренинге, мы эксклюзивно публикуем для читателей интернет-журнала «Берлогос».

1. Назначаем цену за дизайн интерьера

Услуги по дизайну интерьера в нашей стране принято оценивать за метр квадратный. Однако такой подход не всегда оправдан и выгоден самому дизайнеру, например, если сроки работ по объекту по независящим от вас причинам начинают сильно затягиваться. Чтобы не попасть в вынужденное рабство от заказчика, руководствуйтесь следующими правилами.

На этапе знакомства с заказчиком выясните, какие у него цели и есть ли они вообще . Если он четко формулирует, что хочет заехать в свой дом к новому году или открыть кафе, когда закончатся арендные каникулы, то это идеальный вариант. С такими клиентами можно использовать следующие способы оплаты – стандартный за метр квадратный или оплату по зонам / по комнатам. Последний вариант целесообразен на объектах большой площади: время на дизайн-проектиро вание интерьера площадью 100 и 300 кв.м. уходит примерно одинаковое, но с увеличением комнат оно растет, поскольку для каждой зоны нужна своя идея, цветовое решение, нужно продумать сочетание их между собой.

Если на этапе знакомства вы понимаете, что у заказчика нет четких целей и он затеял ремонт ради развлечения (посмотрел интересные программы, увидел что-то в путешествиях и т.д.), разумно предложить ему почасовую оплату труда. Потому как он не будет спешить с принятием решений, то скорее всего попросит множество вариантов эскизов и предложений – ему важен процесс работы над его интерьером, и он будет растягивать это удовольствие.

2. Производим впечатление на заказчика

В конечном счете, заказчик всегда выбирает дизайнера не по портфолио (чье больше понравилось), а как личность – вы симпатичный(ая), смогли ответить на какой-то сложный вопрос, который он приготовил заранее, прочитав в Интернете статью «Как проверить профессионализм дизайнера интерьера». Но самое главное, что вы его слушаете, даете ему выговориться.

Расспрашивайте о его хотелках как можно больше, записывайте все его фантазии. И попутно оценивайте его культурный уровень относительно дизайна интерьеров , сопоставляя его со своим. Вполне возможно, что в каких-то вопросах он окажется осведомлен гораздо лучше, чем вы, и вам понадобится подтянуть свои знания. Например, он начнет рассказывать вам о марокканском стиле, а вы в этот момент будете напряженно вспоминать, где вообще находится эта страна.

Очень важно всегда знать чуть-чуть больше, чем заказчик, и дозированно «блистать» этими знаниями, тогда он будет воспринимать вас как профессионала. Расскажите ему про те вещи, о которых он никогда не слышал – предложите сделать на кухне подогрев посуды или современный встроенный огородик для выращивания зелени в кухонном гарнитуре.

3. Завоевываем доверие

Доверие – обязательный атрибут отношений между дизайнером интерьеров и его заказчиком. От него зависит и качество интерьера, и комфорт в работе над объектом, и сроки реализации проекта, поэтому доверие должно быть абсолютным. В идеале заказчик должен вам вручить ключи от квартиры и весь бюджет на ремонт, после чего исчезнуть до момента сдачи объекта. Понятно, что такое бывает крайне редко, но к этому нужно стремиться. У вас должны быть свободный доступ на объект, планы БТИ, телефоны обслуживающих организаций – охраны, жилищного кооператива и т.д.

Стремитесь повышать уровень доверия заказчика на каждом этапе работы. Если вы узнали, что у заказчика нет каких-либо документов, например, плана БТИ, смело берите на себя эту работу. Согласовывайте перепланировки, разбирайтесь с техническими службами. Покажите заказчику, что вы не боитесь трудностей. Пусть он поймет, что может полностью на вас положиться. Это ключ к доверию.

Есть дизайнеры, которые говорят: я не занимаюсь согласованиями, я не хочу стоять в очередях. Они делают шаг назад в отношениях с заказчиком, заставляя его вникать в процессы, которые ему неинтересны. К тому же, они создают дополнительные риски. Когда заказчик делает сам, всегда есть вероятность, что он сделает что-то не то.

В идеале все, что связано с объектом, должно проходить через вас.

4. Добиваемся соблюдения сроков

Составляя план-график работ, обязательно подготовьте и план-график встреч с заказчиком и попросите его забронировать оговоренное время, чтобы он мог уделять вам внимание и не переносил встречи. Это не только дисциплинирует вас и заказчика, но и повышает доверие к вам как к профессионалу.

Со стороны это будет выглядеть так, что вы нацелены на результат и знаете, что и когда произойдет. Заказчик видит, что все предсказуемо, работы выполняются точно в срок.

5. Экономим на 3D-визуализации

Я не рекомендую делать 3D-визуализацию, потому что она холодная и убивает идею в вашей голове. В идеале нужно работать с эскизами и концепт-бордами.

Если заказчик на этом настаивает, объясните ему, что это долго, дорого и часто неоправданно. Когда вы придумываете идеи, у вас они рождаются экспрессивно. Потом вы начинаете их объяснять визуализатору, у него рождаются свои образы и представления. Он их воплощает, но вы, как правило, получаете не то. Корректировки могут быть бесконечными – коврик не так лежит, ткань не похожа, свет не так падает. И в процессе этой работы вы растрачиваете свои силы, время и главное – теряете искру .

Используйте обычные коллажи, а после них стройте интерьеры в ArchiCAD или AutoCAD.

Как дизайнеру «не прогнуться», но и не потерять заказчика

Чтобы зарабатывать в дизайне, нужно наладить коммуникацию с клиентами. Пробовали и «прогибаться», и гнуть своё. В итоге возникла четкая система взаимодействия с заказчиками. Теперь они от нас не уходят.

Прежде чем выстроить грамотную коммуникацию с клиентами, мы сломали немало копий. Убедились на своём опыте: хочешь расти в дизайне — учись правильно «работать» с заказчиком.

Дизайн на заказ — особенная форма творчества, зажатого в тиски техзадания. Здесь встречаются личности исполнителя (дизайнера) и заказчика работы. Один творит, другой оценивает. Согласования, правки, доработки — это нормальная часть нашей работы.

Но иногда процесс согласования заходит в тупик: стороны вступают в конфликт, заказчик уходит в отрицание. Как быть дизайнеру в такой ситуации — молча соглашаться и переделывать? Или предъявить ультиматум?

Еще лет 10 назад дизайнер, и особенно в веб-дизайне, морально доминировал над клиентом. Можно было диктовать своё мнение, стоять на своём. У нас в компании все специалисты с большим опытом, и все через это прошли. Но сейчас другие времена.

Сегодня сложно вставать в позу, давить интеллектом и закидывать заказчика профессиональными терминами. Теперь мы вынуждены быть гибкими и лояльными, потому что:

клиент стал более опытным, многие в бизнесе «собаку съели» и поднаторели в узких областях

  • все уже сами знают, как надо общаться с исполнителями
  • никто не разбрасывается деньгами
  • рынок стал более плотным, горячим — не нравится, так ничто не мешает хлопнуть дверью и уйти.
  • Так что клиент для нас — царь и бог. Приходится буквально бороться за каждого. И в этой ситуации старый больной вопрос — кто «правее» — встаёт с особой остротой. Теперь от того, как мы его решает, зависит наша судьба.

    Предлагаем принять факт: от отношения заказчика зависит само существование бизнеса.

    Давайте разберемся, а отчего вообще возникают конфликтные ситуации с заказчиками? Наше мнение — всё дело в неправильно выстроенной коммуникации.

    Бывают, конечно, разные случаи. Вот например, пришёл адекватный заказчик. Досконально заполнил бриф. Активно участвовал в создании ТЗ. Согласовал концепцию. А когда ему отправили готовый дизайн — не принял. Долго с ним бились, и только впоследствии выяснилось, что ЛПР на стороне заказчика не различает оттенки в определённой области спектра.

    А было и так, что клиент с первого раза принял дизайн и пребывал в эйфории. Пока не показал макет «авторитетному знакомому». После этого его мнение резко изменилось на противоположное, и в конце концов он скатился к угрозам. Отношения были безвозвратно испорчены.

    Как ни крути, работаем с людьми — и тут субъективный фактор играет могучую роль. А преодолеть его можно только рациональным способом. Чуть пониже опишем, как мы это делаем.

    Попробуем взвесить все «за» и «против».

    Какие преимущества у дизайнера:

    ✓ Это профессионал — имеет профильное образование, понимает что к чему в композиции и юзабилити.

    ✓ За его плечами опыт — он отрисовал не одну сотню макетов и разработал логотипы для нескольких десятков брендов.

    ✓ Он может смотреть со стороны, откуда часто «видней».

    Однако не в пользу дизайнера следующее:

    По сути, он наёмный работник, исполнитель.

    Дизайн на заказ не место для самовыражения и удовлетворения личных амбиций.

  • Может «клепать» шаблоны или пребывать в плену собственных стереотипов.
  • Не всегда разбирается в тематике, специфике бизнеса и продукта — требуется глубокое погружение, а ему «лениво».
  • Какие преимущества у заказчика:

    ✓ Он как никто знает свой продукт — и уже одно это заставляет прислушиваться к его мнению.

    ✓ У него может быть определённый опыт в дизайне — заказывал раньше, общался с разными дизайнерами, пытался что-то делать сам или в компании есть штатный специалист.

    А вот что не в пользу заказчика:

    Он не специалист, и, казалось бы, должен прислушиваться к профессиональному дизайнеру.

    Варится в своем соку, видит ситуацию изнутри и не может взглянуть на неё объективно.

    Не знает чего хочет («сделать очень круто» или «как у конкурента»).

  • Дизайн делается, всё же, не для заказчика — а для его клиентов.
  • Как видно, у каждого своя правда, и единого мнения быть не может. Мы это приняли и пришли к рационализации своих взаимоотношений с заказчиками.

    Единственный выход, как нам кажется, для дизайнера — и вообще студии — заключается в построении чётко отлаженной системы взаимодействия с клиентами. У нас эта система начинает работать уже с первого контакта, первого обсуждения задач — задолго до момента достижения договоренностей.

    Более того, эта работа не останавливается никогда — даже после согласования и сдачи проекта… Просто потому что клиент в 50% возвращается к нам с новыми интересными задачами.

    Как настроена коммуникация с заказчиками в нашей студии:

    На входе в обязательном порядке знакомимся с клиентом и его продуктом. В этой работе участвуют как сам дизайнер, так и менеджер, и руководитель. Тут важны именно горизонтальные отношения, основанные на доверии — и никакого сломанного телефона.

    Отправляем как можно более подробный бриф, и бьемся за информацию до последнего. Важную роль играет именно личность менеджера. В сложных случаях подключается руководитель.

    Согласовываем каждый шаг. Не стесняемся дёргать клиента, когда это возможно. У клиента создаётся впечатление, что он полностью вовлечён в работу и ответственен за принятые решения.

    И главное — в процессе доработки ни в коем случае не поступаемся принципами. Пожелания клиента всегда увязываются со здравым смыслом. Никаких топорных копирований и т. п. Все работы — строго в рамках одобренной концепции!

    Да, такой подход требует чуть большего напряжения сил. Зато это реально рабочая модель. Клиенты приходят и остаются, бизнес получает развитие. А чтобы оправдать издержки, закладываем чуть большую маржу. Да, выходит дольше, немного дороже. Но не стыдно за результат.

    Важно ценить клиента и его понимать. Нужно иметь хорошую команду, и каждому быть немного психологом. Хорошо, если система коммуникации с заказчиками настроена так, чтобы тесно взаимодействовать с клиентом и не терять взаимопонимание. А если тонкая связь потеряна — рационально и последовательно достигать компромисса, проявив гибкость.

    А вы согласны с вышесказанным? И как решаете проблему взаимодействия с заказчиками?

    Ссылка на основную публикацию